Революция в транспорте: В Самаре кондукторов может заменить новая система оплаты

В ближайшие месяцы в Самаре на автобусном маршруте №11 планируют внедрить в тестовом режиме новую систему оплаты проезда. В транспорте при входе будут установлены датчики и сенсоры, которые будут контролировать пассажиропоток. Вошедшие граждане должны прикладывать карту к валидатору.

О том, что скоро введут новую систему, стало известно после совещания на тему борьбы с коррупцией. Чиновники заявили, что кондукторы общественного транспорта являются злостными нарушителями. Они могут взымать деньги без обилечивания пассажиров. Поэтому рассматривается вариант внедрения бескондукторной системы. Ранее городские автобусы и трамваи стали оснащать системой навигации: gps трекер, как правило, находится в кабине водителя. Так, диспетчеры могут следить за правильностью маршрута водителя общественного транспорта, скоростью и соответствие расписанию.

Бескондукторная система в понимании властей это не турникеты, а современные средства слежения и программное обеспечение

Как сообщили корреспонденту Progorodsamara.ru в пресс-службе администрации Самары, глава города уже дал поручение профильному ведомству, чтобы испытать новую систему.

"Департаментом транспорта Администрации Самары изучен опыт внедрения систем безналичной оплаты проезда пассажиров крупных городах России, где оплата производится при помощи терминала (валидатора), а также систем автоматического подсчета пассажиров. На основании изученного опыта в МП "Пассажиравтотранс" рассматривается возможность создания собственной системы оплаты проезда и контроля оплаты, с привлечением российских производителей оборудования и программного обеспечения"

За пассажирами будут следить датчики и сенсоры, поэтому система сможет самостоятельно оповещать, что кто-то не оплатил проезд. Эта информация передается в диспетчерский центр

"Данная система представляет собой технические средства оплаты проезда и контроля за пассажиропотоком – датчики и сенсоры, устанавливаемые при входе в салон транспорта. Система автоматически определяет в режиме реального времени количество вошедших и вышедших пассажиров, оплату проезда и подает сигнал о наличии пассажира, не оплатившего проезд, который будет отражаться на мониторах, включая аудио-оповещение"

На линии будут работать контролеры

"Данные об оплате/неоплате передаются в диспетчерский центр. Если проезд не оплачен, об этом будут проинформированы контролеры, которые работают на линии"

Такие системы давно используются за рубежом

"Система разрабатывается для удобства оплаты проезда и оперативного выявления граждан без билета в салоне. Подобные системы давно используются за рубежом, но их стоимость в разы превышает разрабатываемую систему. Также система не предусматривает оборудование турникетами, так как контроль осуществляется за счет точности системы подсчета пассажиров в салоне"

"Об окончательных сроках введения подобной практики в транспорте Самары пока говорить преждевременно, поскольку необходимо полностью разработать данную систему и получить положительные результат тестовых испытаний"

Валидатор в трамвае. Алма-Ата. Источник - Википедия.

Какие системы есть в России

Насколько эффективной будет система в Самаре покажут первые тестовые поездки на автобусе 11 маршрута. Пока можно только предположить, каким образом будет осуществляться подсчет пассажиров, ведь технологии бывают разные. Например, самый простой датчик подсчета пассажиров выглядит как ступенька. Его устанавливают при входе со всех дверей автобуса. Он срабатывает при нажатии. Получается, если перепрыгнуть ступеньку, то можно проехать "зайцем".

Источник фото: logos-navigator.com

Есть системы с инфракрасными датчиками и излучателями, которые крепятся на стенки при входе. Она работает по принципу датчиков, которые показывают нам в голливудских фильмах. Эту систему обмануть труднее, так как придется стать не просто "зайцем", а настоящим "шпионом".

Источник фото: rosnavi.com

Также учет пассажиров можно вести с помощью видеорегистраторов. Камеры на внешней стороне автобуса и в салоне будут показывать тех, кто вошел и оплатил проезд.

Почему Самаре не нужны турникеты

Здесь стоит вспомнить не только опыт Москвы, где приходится долго ждать, пока все пассажиры зайдут в салон трамвая или автобуса, но и недавний опыт Тольятти. Там эксперимент с турникетами полностью провалился. Это подтверждают местные жители.

Главный редактор tltpravda.ru Алексей Напылов рассказал корреспонденту, что тестирование системы с турникетами закончилось плохо.

"Был просто эксперимент (5 автобусов), и закончился крайне плохо. Время в пути резко выросло, выручка упала. Непонятно, о чем думают самарские чиновники. В Тольятти эксперимент с турникетами проводился минувшей зимой, и привел к предсказанным заранее результатам: резко выросло время в пути на 40 минут, снизилась выручка на 30%. Турникет воспринимается пассажирами как очередной "плевок в душу", и они "голосуют ногами" за коммерческие маршрутки", - отметил Алексей Напылов

Похожего мнения придерживается директор агентства "Особые Люди" и инициатор именного трамвая в Самаре Сергей Круглов. Он считает, что эффективным был опыт в Чехии, где поставили в автобусах и трамваях специальную технику, которая штампует билет. Этот билет надо покупать в специализированном киоске.

Сергей Круглов

"Что понимает руководитель департамента промышленной политики, предпринимательства, связи, транспорта и еще чего-нибудь администрации Самары Юрий Топилин под бескондукторным доступом? Если как в Чехии, то я за. В Чехии у кондукторов отобрали сумки с мелочью, и поставили в автобусах и трамваях специальную технику, которая штампует билет. Билет надо покупать в специализированном киоске. Можно проехать зайцем и не заплатить, сэкономив около 1 евро. Но могут войти два экс-кондуктора со значками вроде полицейских, и проверить билетики. И если билетика не будет, то штраф - уже сто или больше евро. Отказ от штрафа - экскурсия по "обезьяннику".

"У нас нужно продавать билетики прямо в салоне, и терминалу хорошо бы принимать наличные"

"У нас, конечно, нужно продавать билетики прямо в салоне, и терминалу хорошо бы принимать наличные, да и контроллерами придется брать дюжих мужиков. Но зато эффективно. Но если, как в Москве - я против. Даже на 11 маршруте, на котором ездят полтора землекопа. Был у меня опыт поездки в московском троллейбусе с турникетом. Поездка по Садовому растянулась на два часа, потому что на каждой остановке троллейбус стоял по пять минут. Про стоимость турникетов, их удобство для инвалидов, пожилых, беременных, людей с чемоданами, просто полных людей - я молчу (хотя нужно говорить)!

Но о каком скоростном трамвае мы говорим, если этот трамвай будет стоять пять минут на остановке? О каком приоритете общественного транспорта над личным? Если "полтинник" будет ехать от конечной до конечной два часа, люди не поедут на нем и отдадут денег маршруточникам, которые играют в шашечки на дороге и отъезжают от остановки, не заглядывая в зеркала. О том, что у "Хендаев" и ПАЗиков отваливаются двери и ездить на них страшно, говорить тоже излишне. Никаких турникетов в Самаре!"

Во многих странах освоили систему с турникетами на остановках. Благодаря такому способу вход в транспорт в обход остановки не допускается. В одном из прошлых материалов на транспортную тему эксперт - руководитель «Центра общественного взаимодействия» Андрей Ишмуратов говорил, что турникеты на остановках это гораздо эффективнее и экономнее, чем оборудовать каждое транспортное средство турникетом.

"Если бы мэрия Тольятти заботилась о повышении собираемость оплаты за проезд и удобстве пассажиров, поступили бы именно так", - подчеркнул Андрей Ишмуратов

Напомним, что в Москве не так давно проходил эксперимент на 17 трамвайном маршруте (а также на совместном участке 11 трамвайного маршрута). Там намеренно отказались от турникетной системы. Зайдя в вагон, человек валидировал свой билет через одно из устройств валидации. За добросовестной оплатой следили контролерские бригады. По результатам эксперимента турникеты решили оставить. Причиной тому стало увеличение числа "зайцев". Надо учитывать, что это столица, где все привыкли к турникетам.

На наш взгляд, многие чиновники просто не имеют понятия о том, что происходит в общественном транспорте. Возможно, им следует на собственном опыте ощутить все неудобства, с которыми сталкиваются самарцы. На один день отказаться от личных авто и проехать на 37, 67 автобусе и 20 трамвае около шести часов вечера. Это поможет лучше изучить проблемы транспортной системы и найти решения.


.