Новый главный балетмейстер театра оперы и балета:«Самарский ритм жизни мне больше по душе»

Расскажите, как вы попали к нам в Самару?

- Родился и вырос я в Москве. Закончил Московскую государственную академию хореографии и работал в театре «Русский балет». Потом ещё учился в ГИТИСе. Преподавать начал в академии, сейчас являюсь доцентом кафедры истории хореографии и балетоведения. И через какое-то время меня пригласили поработать в Большом театре в Москве. Всего в Большом я «служил» 4 года: год работал балетмейстером и три года - руководителем балетной трупы. Потом был небольшой перерыв, и поступило приглашение от Самарского театра, на которое я с радостью согласился.

С чего началась ваша любовь к балетному искусству?

- Моя история началась довольно банально, как и у любого ребёнка. С балетом у меня никаких связей не было и у родителей тоже. Мне нравилась игра на фортепиано и в свое время меня отдали в танцевальный кружок. Потом по советам педагогов я поступил в Московскую академию хореографии. Тем более мама недалеко работала, так что это был ещё и очень тонкий родительский расчёт.

Как вам Самара, какие впечатления у вас вызвал наш город?

- Самара — город с историей. Мой отец был капитаном туристического судна на направлении Москва — Астрахань, поэтому я часто бывал в Самаре. А в целом город большой, со своими традициями, в том числе и балетными. Мне кажется, здесь всё гораздо спокойнее и размереннее, чем в Москве. Это ближе мне и моему характеру, поэтому я думаю и чувствую себя здесь комфортно.

Почему ваша специализация называется «реставратор балета» и что это значит?

- Я всегда тяготел к истории. Мне нравится изучать эпохи балета, проводить работу с архивами и углубляться в специальность. Поэтому, пока одни мои коллеги показывали свои собственные произведения, я представлял произведения, которые были утрачены или не исполнялись долгое время. В целом реставрация - это расчищение оригинального текста от наслоения, приближение к оригиналу.

Насколько это направление актуально в данный момент как для зрителя, так и для танцовщиков?

- Я думаю, это довольно актуально сейчас. Есть определённый ряд классических спектаклей - примерно 10-15 названий. Поэтому чем дальше от нас по времени спектакль рождается, тем больше накоплено всех этих наслоений. Но тут нужно чувствовать грань - какой спектакль нужно реставрировать, а какой за время постановок и показов уже приобрёл законченный облик.

Как вы считаете, балет - это больше ремесло или творчество?

- Как и за любым видом искусства, за балетом стоят долгие и кропотливые годы работы. Ремесло в балетном искусстве, я бы сказал, номер один. Если ты основным ремеслом в нужное время не овладел, то дальше у тебя как у танцовщика могут возникнуть проблемы. Не зря же существует долгая 8-летняя программа обучения, и формироваться она начала не сегодня и не 50 лет назад. Первые формирования программы обучения танцовщиков и танцовщиц балета датируются концом 17-го века. Но то, что стоит над ремеслом, - это уже совсем другая история.

Сколько сил стоит красивая, без сучка и задоринки, постановка на сцене?

- Зритель, по большому счету, должен видеть красивую завлекающую картинку. Ему не нужно знать, сколько сил это всё стоит. Но, с другой стороны, при нынешнем отношении к искусству балета, наверное, зрителям стоит приоткрыть завесу тайны и показать, как это с другой стороны. Рассказать о том, что профессия эта выбирается в 10 лет, за которыми следуют 8 лет обучения в закрытом режиме по 12 часов в сутки и тяжёлые нагрузки. Идет постоянная работа над своими недостатками и несовершенствами — именно для этого, кстати, в балетном зале стоит зеркало.

В кино о балетной профессии правду показывают?

- Я думаю, все художественные фильмы правы отчасти. Иногда для пущего эффекта режиссёры просто сгущают краски. Не всё так страшно, в эту профессию приходят люди, которым это нравится, им это интересно.

Чего ждать нам в этом году от самарского театра?

- В этом году мы отметим прекрасный праздник — 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. В его честь недавно прошел XVII фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, один из гала-концертов которого был посвящён Петипа. В этом же контексте Юбилея в декабре планируется премьера балета «Эсмеральда». Когда-то давно он был в репертуаре Самарского театра, потом исчез, а теперь снова возвращается. Постановка будет максимально приближена к версии 1899 года. Кроме того, 9 ноября ожидается премьера проекта Grand pas Петипа.