В Самаре памятники архитектуры уродуют пластиковыми окнами

В Самаре немало архитектурных памятников, чьи фасады претерпели ремонт с установкой платиковых окон.

В частности, доходный дом промышленника Михаила Челышева на Красноармейской, 60 сегодня выделяется разномастными окнами. Наряду с родными темными рамами белеют дешевые из ПВХ. В 1900 году дом считался самым престижным в Самаре. Там квартировали начальник управления Самаро-Златоустовской железной дороги, секретарь губернской управы, знатные врачи и офицеры. Сегодня там коммуналки, квартиры, магазины.

Как нам сообщили в департаменте информационной политики администрации губернатора Самарской области, никому из владельцев квартир в доме Челышева региональное министерство культуры разрешений на установку окон ПВХ не выдавало.

Разрешение не спрашивали и собственники трехэтажного здания в стиле модерн на Фрунзе, 75. Оно тоже не миновало евроремонта. Это проект архитекторов-самоучек Георгия Мошкова и Якова Ушакова-Решетникова. Одно пластиковое окно уродливо смотрится среди оригинальных сородичей.

Довольно нелепо выглядят белоснежный пластик на фоне темного кирпича здания, где сейчас располагается ТЦ «Молот» на Куйбышева, 84. Раньше там был кинотеатр «Модерн». С 1915 года его переименовали в «Колизей», а потом в «Молот».

Это не единственные здания, испорченные новыми технологиями. Прогулка по историческому центру даст полное впечатление о масштабах культурного упадка. Оконные переплеты и расстекловка часто являются ключевыми элементами фасада, подчеркивающими принадлежность здания к определенному архитектурному стилю. Они тоже должны быть предметом охраны, что должно бы уберечь их от замены.

Меж тем, на рынке есть деревянные евроокна, которыми вполне можно заменить пластиковые «уродцы». Они более экологичные и красивые, но стоят в 1,5-2 раза дороже.

Согласно закону, в исторических зданиях новые окна применимы, но не должны выделяться на фасаде, контрастировать с другими окнами и противоречить архитектуре.

Председатель Самарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валентина Субботина:

- Владелец при покупке квартиры в здании, которое является памятником, должен получать обременение, в котором четко прописано, что он может делать в помещении, а что нет. Но регпалата в свое время их не выдавала. И собственник ремонтировал здание на свой страх и риск. Он мог не знать, что некоторые вещи делать нельзя. В этом случае с собственника все взятки гладки.

Еще одна причина— нехватка денег на реставрацию у собственника. А на дешевый ремонт средства есть.

Следить за этим должно региональное министерство культуры и городские власти, считает Субботина.

А как у них?

По словам Субботиной, ПВХ гораздо меньше в Ульяновске и Санкт-Петербурге. Но все равно это явление наблюдается по всей стране. В Польше в голове жителей вообще не укладывается, как можно портить памятники архитектуры.

В Швеции за сохранением архитектурного наследия следят строго. За самовольный современный ремонт владельцу придется отвечать перед законом. В некоторых, особенно ценных зданиях, даже не прописывают людей.

В Германии не запрещено вставлять пластиковые окна, но тогда их ставят сразу во всем старом здании и выдерживают в едином стиле.