Лучший инспектор ДПС Самары о службе в жару, мороз и почему сложно ездить с маяками

Пару недель назад в Самарской области завершился конкурс и лучшим инспектором ДПС стал старший инспектор 4-ой роты по городу Самаре, старший лейтенант полиции Юрий Плотников. Журналист портала ProGorodSamara.ru встретился с Юрием и спросил, как работается в ДПС, почему водители позволяют себе нарушать и как полицейский реагирует на обращение «командир».

- Юрий, расскажите, почему вы решили пойти работать в полицию?

- В полиции хотел работать с самого детства, потому пять лет учился в Самарском юридическом институте ФСИНа России, откуда вышел в звании лейтенанта. Тогда у нас был еще милицейский взвод, как раз в этот год была реформа, милиция стала полицией. После учебы было распределение в Главке на Соколова, там мне и предложили разные варианты — дорожно-патрульная служба, оперуполномоченный, отдел вневедомственной охраны. Мы с сокурсниками пошли служить в ДПС!

- А почему именно в ДПС?

- Это все пошло с детства, инспекторов больше всего видно в городе, они всегда на виду, потому что отвечают за безопасность дорожного движения. Никто из родственников в полиции никогда не служил, я первый полицейский в семье, вот захотелось стать стражем правопорядка.

- В институте обучали навыкам, которые нужны, чтобы стать инспектором? Контраварийномому вождению может быть?

- Нет, такого не было, но были несомненно полезные предметы и для инспектора, например, оперативно-разыскная деятельность. Чтобы стать инспектором нужно изучать другие дисциплины, например, вождение с маяками («мигалками» — при.ред), потому что ездить с ними не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта дисциплина включает в себя и использование спецсредств автомобиля и контраварийное вождение.

- Можно подробнее про маяки?

- Нельзя просто так взять включить «люстру» и полететь сломя голову никуда не глядя. Хоть маячки и позволяют отступать от некоторых пунктов ПДД, все равно есть определенные правила — нужно убедиться в безопасности маневра, не задеть другие гражданские автомобили и все это делать быстро, реагировать мгновенно. Использовать маячки можно чтобы догнать нарушителя или быстро доехать до места ДТП, из-за которого, например, оказалась перегорожена улица.

- А правда ли, что в колонне сопровождения ездить тоже не просто?

- Конечно, в колонне также нужно уметь правильно управлять транспортным средством!

- По какому графику работает инспектор ДПС?

- В основном я работаю в дневную смену, рабочий день — восьмичасовой, но, конечно, порой приходится работать и побольше. День начинается с получения оружия. Старший смены проверяет оружие, форменную одежду, чтобы она была опрятной. У инспектора с собой также должен быть обязательно жезл регулировщика, свисток, спец.продукция и множество документов для оформления ДТП, например.

- Вы каждый день делаете одно и тоже или работа разнообразная?

- Нет, каждый день службы отличается от предыдущего и никогда не знаешь, что тебя ждет. Каждый день ты занимаешься охраной общественного порядка и на самом деле работаешь не восемь часов, а все двадцать четыре. Даже после рабочей смены следишь за безопасностью и в случае чего звонишь в дежурную часть или другим инспекторам, которые находятся в данный момент на службе. У меня есть девушка, есть друзья, потому хочется, чтобы этот город стал безопаснее.

- Вы начали рассказывать, что день начинается с выдачи спецсредств, проверки оружия и обмундирования. А что потом?

- После этого проходит инструктаж, нам говорят место дислокации, где мы должны нести службу. Мы едем туда с напарником и следим за общественным порядком, в основном, обеспечиваем безопасность дорожного движения на маршруте патрулирования, т.е. следим за соблюдением ПДД участниками дорожного движения, и конечно, что не менее важно, помогаем гражданам: переводим через улицу пожилых, указываем дорогу иногородним, в зимнее время, помогаем завести автомобиль или убираем поломанное авто с проезжей части.

- Расскажите про ваш патрульный автомобиль, какие в нем спецсредства, форсирован ли движок?

- Конечно, хотелось бы, чтобы «патрулька» была более мощной, но у меня стандартная «Лада Приора» мощностью 106 лошадиных сил. Машина новая, внутри стоит система ГЛОНАСС — дежурный видит в режиме он-лайн, где мы находимся. В случае. если рядом что-то происходит, не всегда это только ДТП, возможно кража автомашины или преступление, дежурный нас направляет туда. В салоне автомобиля находится три камеры. Одна снимает и пишет звук в салоне автомобиля, две другие записывают с капота и с багажника. Еще есть специальное громкоговорящее устройство, рация. Конечно, на крыше стоят проблесковые маячки.

- Говорят, сейчас для полиции хотят закупить патрульные «Лада Веста»...

- Видел эту машину, я думаю, что для службы это был бы надежный современные автомобиль. Но вот в личное пользование я, наверное, такую бы не взял.

- Вам приходиться постоянно нести службу на улице. Как удается переносить мороз и жару?

- Жар костей не ломит! Тяжелее в мороз, постоянно перемещаться из холода в тепло, что тоже не очень полезно. Летом просто больше пьешь воды, а зимой спасает теплая форма. Я молодой, потому сильного дискомфорта это не доставляет.

- Наши водители любят обратиться к инспектору «командир»! А как нужно обращаться правильно?

- Правильно говорить «товарищ инспектор» или «товарищ полицейский». «Командир» говорят в основном взрослые люди тех поколений, советских времен, по привычке. Это все пошло из советских фильмов. Молодое поколение почти не использует это обращение.

- Во сколько лет вы сами получили права?

- Сразу в 18 лет, сейчас мне 27, т.е. скоро будет десять лет. Первую машину мне купила мама, это была «девяносто-девятая», я тогда учился в институте и особо не зарабатывал. Хорошая была машина, русская, проверенная.

- Честно — нарушали правила до того, как стали инспектором?

- Не лукавя — да, в молодые годы бывало. Помню, например, за брызговики штраф. Сейчас, конечно, не нарушаю, а если приходиться отступать от ПДД на патрульном автомобиле, то только с маяками, а чтобы их включить, должны быть основания. С этим у нас все строго.

- Расскажите, какие нарушения наши самарские водители позволяют себе чаще всего?

- Очень часто встречаются нарушения, связанные с непредоставлением преимущества пешеходу, это очень серьезное нарушение и последствия могут быть самыми плачевными. Водитель защищен большой железной коробкой, а пешеход... Ничего не стоит подождать пару-тройку секунд и пропустить пешехода, тем более в ПДД четко прописано, что при приближении к переходу нужно снизить скорость и при необходимости пропустить пешехода. Но бывают нарушения и со стороны пешеходов — перебегают дороги в неположенном месте, что вообще недопустимо! Более того, прежде чем ступить на переход, пешеход должен убедиться в том, что его пропускают, что тоже прописано в ПДД! Пешеход такой же участник дорожного движения, но почему-то многие этого не понимают. Нужно прививать другую культуру, нужно проводить профилактические беседы, нужно менять это!

- Профилактические беседы это хорошо, но штрафовать пешеходов приходилось?

- Конечно! Штраф за это нарушение 500 рублей.

- Как вы думаете, почему водители вообще позволяют себе нарушать ПДД?

- Точного ответа нету. Но, скорее всего, это связано со стрессом — кто-то куда-то торопится, забывает... Нужно всегда следить за тем, что ты делаешь, что говоришь, куда едешь, потому что автомобиль это источник повышенной опасности. Но есть и водители, которые нарушают ПДД сознательно, это просто отсутствие дисциплины и это нужно искоренять. Но вообще в Самаре и Тольятти хорошие и вежливые водители, хотя почему-то принято говорить, что в нашей области очень агрессивные автомобилисты. Был в Москве, мне там гораздо некомфортнее.

- Расскажите, как ваши родители, друзья, девушка относятся к вашей работе?

- Очень хорошо! Им приятно, что в семье есть сотрудник полиции, они гордятся, когда я надеваю форму. Плохих слов никто не говорит. Друзей тоже призываю не нарушать, говорю «Что же вы, у вас друг полицейский, а вы себе позволяете?».

- Боятся за вас? Служба все-таки опасна...

- Всякое бывает, не без этого... На службе всегда нужно быть начеку.

- Когда последний раз пришлось включить сирену и пуститься в погоню?

- Заметили с напарником автомобиль, проехавший на «красный», включили маяки, догнали его. Водитель оправдывался, говорил, что не заметил. Мы ему объяснили, что это очень опасно. И выписали постановление. Слава Богу, никакого экстрима с применением оружия не было.

- Расскажите пожалуйста, как вы стали лучшим инспектором Самары и Самарской области?

- Конкурс проходит в два этапа, сначала я стал лучшим в Самаре, потом Самарской области, на региональном этапе собираются лучшие из городов и сел области. Там был очень крутой автодром, очень интересные упражнения, и я победил!

- А подробнее? Какие этапы, что нужно было сделать?

- Вот все дисциплины: фигурное вождение патрульного автомобиля, бег на один километр, подтягивания, боевые приемы борьбы, стрельба из пистолета Макарова, медицинская подготовка (теория и практика). Одна из самых тяжелых дисциплин — это правовая подготовка. Там можно придумать миллион самых разных вопросов и ситуаций, а инспектор должен быть юридически подкован!

- Какие маневры нужно показывать в фигурном вождении?

- Змейка передом, змейка задом, заезд в гараж, смешанная змейка, эстафета — открываешь окно, снимаешь кольцо, едешь, все это на скорость. Еще был круг, его нужно проехать передом и задом, это достаточно сложно, так как все делается на время. Еще вот такое упражнение — колея. Почти по габаритам автомобиля ставятся два кирпича и нужно проехать между ними не задев, короче, вписаться идеально. Но это еще не все — за кирпичами стоит кегля и нужно остановиться, сбив ее, но чтобы она не отлетела дальше 30 сантиметров.

- Теперь вы поедете на федеральный этап?

- Если все получится, я с радостью буду представлять область, наши инспекторы давно не бывали на Всероссийском конкурсе, тем более, что в этом году знаменательная дата — 80 лет со дня образования ГИБДД. Хочется попробовать свои силы и, конечно, победить! Скоро будет Чемпионат, будет приятно, если скажут «В Самаре работает лучший инспектор ДПС России».

- Какие-то бонусы есть от того, что вы стали лучшим? Прибавки к зарплате, может быть звание новое сразу дали?

- Нет, такого нет. Есть внутреннее чувство победы, удовлетворение от того, что достиг цели, ну и плюс уважение окружающих. Хотя это даже больше вопрос уважения к самому себе. Конечно, чтобы победить, нужно выкладываться по-полной.

- Без следующего вопроса никак не обойтись — как часто водители предлагают «решить на месте»?

- Конечно, такое бывает, но ты объясняешь гражданину, что за дачу взятки есть уголовная ответственность и пыл такого водителя быстро угасает. Все заканчивается выписыванием постановления.

- Вы видели фильм «Самый лучший день»?

- Я видел трейлер, знаю, что там снимается Нагиев, но до просмотра так и не добрался. Конечно, судя по трейлеру, образ инспектора там вообще не соответствует действительности.

- А есть хорошие фильмы про службу?

- «Место встречи изменить нельзя» с Высоцким, это классика! Очень интересный и хороший фильм, всем рекомендую. Есть еще совсем старенький и никому не известный фильм, так и называется «Инспектор ГАИ», там речь о честном сотруднике ГАИ, который ни на что не поддавался и пострадал за свою справедливость. Про службу есть хорошие и душевные песни «На посту от рассвета и до заката», «02» тоже очень хорошая песня, хотя они не совсем про ДПС.

- Прямо сейчас у вас есть возможность обратиться ко всем водителям Самары. Что вы им скажите?

- На патрульном автомобиле есть надпись - «На дороге нет чужих детей». Хочется сказать, что на дороге нет вообще никого чужого — ни детей, ни жен, ни друзей. Все участники движения должны уважать друг друга! Обязательно пропускайте пешеходов, включайте поворотники, не нарушайте ПДД, берегите себя и других участников дорожного движения!