Директор компании «Baroko» Сергей Залата: Невозможное – это удел слабых

- Я родился и вырос в Крыму. После окончания школы мой дядя-вертолетчик позвал меня в Самару в авиационный институт. Так я уехал далеко от родителей и поступил в СГАУ. Мне было сложно, но это дало мне хороший урок в жизни. Самостоятельность – это одно из лучших качеств, которое пригодится в жизни.

- Когда решили заняться бизнесом?

- Ребята из института работали в стройотрядах и на заработанные деньги покупали себе музыкальную аппаратуру, другие вещи. У меня тоже появилось желание заработать. Собрал все свои деньги и поехал в Москву. Накупил там «сникерсов» и перепродал в Самаре. Было дело, что я торговал на вокзале крепкими напитками. Сейчас, с высоты своих лет в бизнесе, понимаю, что это было не совсем правильно, но это был нужный опыт, который тогда в лихие 90-е подкинула сама жизнь. Вместе с друзьями поехал в Алма-Ату, где мы купили аккумуляторы и посуду и поехали торговать в Китай. Половину товара и часть денег у нас украли, но мы все равно остались в плюсе. Однажды в Польше я закупил партию женской одежды и чтобы товар не изъяли на таможне, спрятал товар в коробах из под угля в вагоне. Часть вещей все равно конфисковали. А то, что довез, продал в женском общежитии. Кстати, предприниматели побогаче, возили в те годы в Россию чешское пиво. У меня же таких денег не было.

- Когда удалось «сколотить» первый приличный капитал?

- У меня были небольшие сбережения — 3 000 долларов, чтобы их выгодно вложить, я узнал, что лучше всего продается на самарских рынках, это были своеобразные маркетинговые исследования. Оказалось, что большой спрос есть на мокасины и перчатки. Я поехал в Китай и на все деньги купил товар. В итоге выручил в 10 раз больше денег, чем вложил. После этого сразу купил себе машину.

- Какие цели привели вас к открытию собственной сети магазинов?

- Хотелось создать цивилизованный бизнес, приносить пользу обществу, поэтому стал строить свою организацию. Сперва это были торговые павильоны на рынках и офис из трех человек, а теперь у нас 12 магазинов и 70 человек сотрудников. Это моя команда! Мечтаю, что в будущем бизнес, который мы строим, выйдет за рамки России.

- Как много времени отнимает ваш бизнес?

- Бизнес сейчас для меня как игра — я пробую новые направления, создаю правила, обучаюсь сам и поддерживаю сотрудников, которые хотят обучаться, внедряю новые технологии, выхожу на новые рынки, одним словом — не останавливаюсь на достигнутом. Когда мы с семьей выезжаем в отпуск заграницу, я изучаю там опыт других фирм, знакомлюсь с успешными руководителями. Я много думаю о своем деле, а мой рабочий день иногда длится до 11 вечера. Но нельзя сказать, что бизнес занял все мое время. Я успеваю заниматься спортом, много читаю, занимаюсь строительством дома, делаю уроки с сыном, в общем веду достаточно семейный образ жизни. Да и семья поддерживает меня, если вдруг надо задержаться на работе!

- Есть ли у вас девиз?

- Невозможное — это удел слабых. Это мой девиз и моей компании. Невозможность чего-то - это просто очередной барьер, который можно взять. Препятствия в бизнесе существуют всегда, но выручает настойчивость и количество действий. А еще нужно серьезно относиться к риску. Можно рискнуть и выиграть, а можно передать свой шанс другому. Например, я очень жалею о том, что в период финансового кризиса решил переждать и не предпринимал лишних действий. Многие фирмы вышли в лидеры в это время.

- Помогло ли вам в жизни ваше образование?

- Когда я учился в СГАУ на инженера, в Самаре не было интернета, библиотека была всего одна. И мы справлялись с поставленными задачами и трудностями в учебе самостоятельно. Могу сказать, что опыт и намерение в решении жизненных задач были заложены во мне именно университетом. Это стало своего рода «закалкой» для характера.

Три книги, которые стоит прочитать каждому

- Ричард Бренсон "Теряя невинность"

- Шарма Робин "Монах, который продал свой Феррари"

- Биография Стива Джобса