Часть портового терминала ТоАЗа в Тамани, построенная без документов, пойдет под снос

Это может поставить крест на планах аммиачного завода запустить перевалочные мощности в Тамани, которые на протяжении более чем десяти лет сталкивались с жестким противодействием местного населения и властей, сообщает tltgorod.ru.

Крупнейший в мире производитель аммиака «Тольяттиазот» договорился с администрацией Краснодарского края о строительстве перевалочного терминала еще в 2001 году. Но уже в 2004 году акты проверок контрольно-надзорных органов выявили, склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие сооружения были возведены без разрешения на строительство, то есть самовольно.

Предприятию были выданы предписания о приостановке незаконного строительства и предоставлении правоустанавливающих документов на пользование чужими земельными участками, на которых находились некоторые постройки. Однако даже после подписания тогдашним президентом ОАО «Тольяттиазот» Владимиром Махлаем распоряжения о приостановке строительства, оно с переменным успехом продолжалось еще несколько лет пока не заглохло окончательно.

Сегодня многие здания и сооружения в недостроенном за десять с лишним лет портовом терминале уже порядком износились и представляют серьезную опасность с экологической точки зрения. Но предписания об устранении правонарушений от природоохранной прокуратуры, как и прочие требования властей, на «Тольяттиазоте» просто игнорировались.
ООО «Строй Дизайн», владелец части нелегально застроенной «Тольяттиазотом» территории, пыталось связаться с собственниками тольяттинского предприятия и договориться о добровольном демонтаже незаконных построек на своей земле, однако безуспешно. Теперь компания будет вынуждена в ближайшее время самостоятельно ликвидировать незаконно построенные объекты, в числе которых трубопровод, административные здания и складские комплексы, а потом требовать с тольяттинского завода компенсации затрат на снос самовольно возведенных построек.

Собственники «Тольяттиазота» в настоящий момент находятся в бегах из-за возбужденного против них в конце 2012 года уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, в 2008–2011 гг. руководство «Тольяттиазота» разработало и реализовало схему, в соответствии с которой завод поставлял продукцию на экспорт по заниженным ценам аффилированным с мажоритарными акционерами компаниям – Ameropa Андреаса Циви и ее 100%-ной дочерней структуре Nitrochem Distribution, возглавляемой Беатом Рупрехтом. Ameropa является акционером «Тольяттиазота» и официально контролирует почти 12% его акций. Впоследствии трейдеры перепродавали продукцию по рыночным ценам независимым покупателям. По оценкам экспертов, в результате мошеннических действий предприятию был нанесен ущерб в размере $550 млн, а государство недосчиталось около 5 млрд руб. налоговых отчислений.

В январе 2013 года следственные органы Приволжского федерального округа пытались вызвать на допрос тогдашнего гендиректора завода Евгения Королева, однако он успел выехать в Лондон. В том же году Королев был заочно арестован и объявлен сначала в федеральный, а потом и в международный розыск.

Как писали СМИ, главным инвестором строительства терминала был именно Андреас Циви. Теперь у него могут возникнуть серьезные проблемы с банками, так как на строительство терминала привлекались кредиты, а сам недостроенный терминал использовался в качестве залога.

На данный момент Королев и Андреас Циви разыскиваются Интерполом. В декабре 2014 года Басманный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета вынес постановления о заочном аресте сразу четырех фигурантов уголовного дела. Это глава Ameropa и совладелец «Тольяттиазота» Андреас Циви, основной акционер и председатель совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай, экс-гендиректор Владимир Махлай и директор Nitrochem Distribution Беат Рупрехт. Ситуация с нелегальной застройкой в Темрюкском районе грозит им новыми уголовными делами по факту порчи земли (ст. 254 УК РФ), а также мошенничества (ст. 159 УК РФ).