Эксперт: «Турбренд Самары в том, чтобы не позориться перед известными гостями»

На прошлой неделе, 21 июля, в Самаре был дан официальный старт строительству стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года — президент РФ Владимир Путин лично заложил первый камень. К Чемпионату, как заверяют чиновники, наш город станет удобным и привлекательным для гостей. Действительно ли это так и каковы перспективы развития туризма в Самаре, портал ProGorodSamara.ru обсудил с президентом «Самарской гостинично-туристской ассоциации» Ириной Фан-Юнг.

Справка. НП «Самарская гостинично-туристская ассоциация» — это организация, объединяющая гостиничные предприятия и иные средства размещения, предназначенные для проживания туристов, предприятия туристского рынка, а также производителей товаров и услуг для них (экскурсий, трансферов, переводчиков...).

О Чемпионате мира-2018 и самарских гостиницах

- Привлечет ли в Самару туристов ЧМ-2018? Я имею ввиду не только футбольных болельщиков.
- При должной работе, конечно, так и будет. Просто стоит помнить о том, что ЧМ — это не самоцель. А сейчас именно так и происходит. Его ставят во главу угла, ЧМ становится некой точкой, до которой надо дойти, а что потом — непонятно. Редко, кто задумывается, что будет после. Поэтому важно за этой всей шумихой не потерять действительной пользы для города.

- Что станет с городскими гостиницами к Чемпионату мира?
- Каждым средством размещения — а это гостиницы, санатории, турбазы, базы отдыха, хостелы... — должна быть пройдена классификация. Сейчас одно из основных направлений нашей деятельности, в котором мы работаем вот уже полтора года, - как раз информирование владельцев бизнеса о необходимых процедурах. С 1 июля 2015 года ни одно средство размещения на территории не только Самары, но и всей Самарской области, не сможет работать без получения категории. Это правило для всех регионов, которые принимают матчи мундиаля. Самое удивительное, - что есть еще владельцы средств размещения, которые не слышали о классификации.

- Какие гостиницы Самары уже прошли классификацию?
- В Самаре это 4-звездочные гостиницы «Ренессанс Самара» и «Граф Орлов», 3-звездочные «Hampton by Hilton Samara», «Экватор», «Европа», «Грин Лайн», «Современник», 2-звездочная гостиница «Колос», а также ряд отелей в Тольятти и Сызрани.

Напомним, ранее мы публиковали обзор всех хостелов Самары с ценами и «фишками».

- Сколько вообще гостиниц в Самаре?
- До сих пор точно неизвестно. Те цифры, которые дает Департамент туризма Самарской области, лично я считаю завышенными, потому что в списках, к примеру, есть бани с номерами. А баня, согласитесь, - это далеко не средство размещения и она не стоит рядом даже с мини-гостиницами. Речь идет о порядка 100 средствах размещения. Я думаю, что реальнее говорить примерно о 60. Но точного подсчета никто не делал. Поэтому я уверена, что нужен качественный мониторинг городских средств размещения с выездами на места. Ведь многие гостиницы — это просто переоборудованные квартиры в жилых домах, частные коттеджи или, к примеру, ведомственные гостиницы, куда простому туристу не попасть. Все это должно быть отражено в мониторинге. Частично привести в порядок эту сферу поможет как раз классификация к ЧМ-2018.

- В Самаре сейчас нет пятизвездочного отеля. А нужен ли он?
- Наверно, сейчас, при том уровне развития туризма в Самаре, говорить о необходимости пятизвездочника не стоит. Но, заглядывая в будущее, скажу, что она может возникнуть. Я имею ввиду проект «Хлебная площадь» - это знаковый для города проект, если он будет реализован в должном виде. Сейчас в Самаре по сути нет выделенной активной туристической территории, где гость мог бы задержаться на двое суток. Пока такая территория ограничивается лишь улицами Куйбышева и Ленинградской. А проект «Хлебная площадь», который предполагает времяпрепровождение гостей уровня отеля-пятизвездника, сможет с этой задачей справиться. Возможно, там даже будет предусмотрен выход к воде. Я не специалист в этой сфере, но если это будет так, то «Хлебной площадью» могут заинтересоваться яхт клубы. Это было бы здорово. Главная задача — оставить человека в Самаре хотя бы на двое суток. Тогда мы сможем рассчитывать на достаточно устойчивый и стабильный поток людей, которые будут приезжать и оставлять здесь деньги. Кроме того, пятизвездочник может понадобиться к ЧМ-2018.

- Когда это станет известно?
- Буквально накануне самого Чемпионата, когда пройдет жеребьевка между командами, где кто будет жить. Понятно, что за пару месяцев построить отель никто не успеет. Поэтому эта работа начнется заранее, даже если по результатам жеребьевки команды с требованиями пятизвездочного отеля в Самаре жить не будут.

О туризме в Самаре

- Популярна ли Самара у туристов? Когда начинается «сезон»?
- К сожалению, специфика Самары такова, что в широких кругах она известна лишь как город с активным бизнес-направлением, город для командировок. Все гостиницы и другие средства размещения работают на прием гостей, которые приезжают с деловыми целями. Поэтому самарские отели загружены именно в рабочие дни, а выходные дни, праздники и период отпусков — это «мертвый» сезон. Мы пытаемся бороться с этим стереотипом.

- Почему Самара менее популярна у туристов, чем Казань или Нижний Новгород?
- Сравнивать наши города не совсем правильно. В Казань уже вложено много средств — там прошла Универсиада. И не стоит забывать, то это все-таки республика — у них другой принцип распределения бюджетных средств, и принцип воплощения вообще любых проектов. И это принцип разумности, который тяготеет над всеми остальными. Кроме того, чувствуется очень короткий промежуток между задачей и ее решением, деньги не растягиваются. Нижний Новгород, в свою очередь, еще со времен СССР был туристическим городом. А Самара долгое время была городом закрытым. Это не значит, что мы не справимся с развитием туризма, но у нас свой путь, свои ресурсы, которые надо грамотно использовать.

- Как вы думаете, как можно оживить туризм в Самаре?
- Конечно, есть несколько направлений, в которых можно работать. Например, важно создать конкретные понятные программы, сбалансированные под конкретный сегмент потребителей-туристов. Это могут быть «туры выходного дня», - чем, к примеру, «берет» Казань.

Знаковые места города, которые обязательно должен посетить каждый житель Самары:
- набережная;
- Иверский монастырь;
- Монумент Славы;
- Ракета;
- Бункер Сталина;
- Ресторан «Фон Вокано»;
- музеи: художественный, усадьба А. Толстого, военно-исторический музей;
- санаторий «Красная глинка»;
- противоположный городу берег Волги;
- костел
Список можно, к счастью, можно продолжать.

- Подобные программы уже создавались?
- Мне сложно сказать в общем, но в рамках нашей ассоциации мы пытались сделать такой продукт. Однако некоммерческой организации с этим не справиться своими силами. Разработанный продукт надо широко продвигать в других регионах, чтобы «соседи» знали и хотели приехать в Самару на выходные. Информирование и реклама действительно очень важны! Что говорить о гостях из других городов и регионов, если даже жители Самары часто не знают, как интересно провести выходные в своем родном городе.

- Что, кроме конкретных туристических программ и их рекламы, нужно для развития туризма?
- Несомненно, Самаре нужен свой туристко-информационный центр. У нас есть тот, что работает на уровне Самарской области, но у него, видимо, настолько глобальные задачи, что Самары там не видно, она не представлена в полной мере. Хотя это так же странно, как если бы на карте России не было бы видно Москвы... Чтобы понять, зачем нужен ТИЦ, далеко ходить не надо — стоит только посмотреть, как работает ТИЦ Казани. Это деятельность конкретно на прием гостей города и их информирование, состыковывание туристов с транспортными компаниями, с переводчиками, с организациями, которые проводят экскурсии... Любой гость города может позвонить в ТИЦ и спросить нужный телефон или нужную услугу. Такие центры работают в городах по всему миру, и они решают информационные задачи. У нас в Самаре с этим сложно... Нет такого центра, такой организации, которая предоставит туристу, не знающему город, полную и исчерпывающую информацию.

- Кто может сделать такой центр?
- Это только решение администрации города. Он требует финансовых, человеческих ресурсов... Думаю, в ближайшее время такой центр появится в нашем городе. Он просто напрашивается! Считаю, что появление городского ТИЦ значительно помогло развитию туризма. Гостям стало бы гораздо более комфортно в Самаре.

Об идеях туристических «фишек»

- Мы говорили о «турах выходного дня». Какими они могут быть? Какой направленности?
- Вариантов очень много. Например, можно развивать событийный туризм — это когда гости приезжают на конкретные мероприятия, фестивали... Причем отмечу, что это направление в Самаре уже начало интенсивно развиваться. Пример — фестиваль болельщиков. При качественной подготовке он прошел довольно успешно. Второе — это, конечно, экскурсии по историческим местам. Как ни удивительно, но для иностранных туристов крайне интересны наши музеи. Иностранцы с большим интересом реагируют на исторические достопримечательности. Третье — это этнический туризм, то есть все, что связано с этносом. В Самаре проживают люди многих национальностей и культур. Для иностранцев интересно поучаствовать в национальном празднике, например, Сабантуе. Еще можно развивать религиозный туризм. Здесь, конечно, центром притяжения станет село Ташла, а также мужской монастырь в Винновке, но и в самой Самаре есть, на что посмотреть. Например, Иверский женский монастырь – это действующая православная обитель, основанная в 1850 году, она имеет большое духовное наследие. Или Покровский кафедральный собор, где есть чудотворная икона «Взыскание погибших».

- А пивной туризм можно развивать в Самаре?
- Конечно, почему нет! Об этом говорили не так давно на «Стратегии развития Самары до 2025 года». Не о пивном туризме в чистом виде, а о гастрономическом: у нас пивзавод, речная рыба... Чем не возможность привлечь туристов?

- Какими еще «фишками» Самара может привлечь туристов?
- Их действительно много. К примеру, на балконе отеля «Бристоль-Жигули» когда-то пел Федор Шаляпин. Можно же пригласить оперного певца, который споет с этого балкона классические произведения! Это будет шоу, на которое захотят посмотреть не только жители города, но и туристы. Конечно, это сейчас просто импровизация на ходу, но ведь это можно сделать. В Самаре есть люди, которые увлечены ее историей, ее самобытностью... Таким людям даже платить много не надо, следует просто дать им возможность реализовывать свои идеи. Пример из этого ряда — Ресторанный день. На него не понадобилось много вложений, но мероприятие стало событием в культурной жизни Самары. Это прецедент, когда из «ничего» появилось «что-то», причем привлекательное для туристов. Просто этим надо заниматься и привлекать ресурсы. Еще яркий пример целого города — город Мышкин. У них не было ничего, и тут они взяли и открыли порядка пяти музеев мышек! Это стало «фишкой» города — туда теплоходы стали заплывать! При этом финансовые затраты были минимальны, потому что уже существовали увлеченные люди, которые собирали этих мышек. Просто им дали возможность выставить их и привезли к ним людей. Продвижение туризма — это любовь к тому, что есть в твоем городе и к его истории. Любовь такая, которая может увлечь и других людей.

- С Шаляпиным отличная идея! Может, у вас есть еще?
- Есть идея интерактивного туристического кафе, которое мне очень хотелось бы увидеть в Самаре. Чтобы турист мог зайти и послушать того же Шаляпина в оригинале, посмотреть фото, попробовать блюдо, которое любил певец... Что-то такое. Я к этому бизнесу отношения не имею, но сама с удовольствием зашла бы в такое заведение и отвела бы туда гостей. Думаю, туристам было бы интересно получать информацию в таком интерактивном виде.


О позоре перед Гришковцом и турбренде

- Должен ли быть у Самары свой турбренд?
- Знаете, меня пугает, когда заходят такие разговоры. Турбренд — это нечто абстрактное, неконкретное, общее... А туристы не готовы платить за непонятно что. Что такое бренд Самары? Что под этим должно подразумеваться?.. Если это тот же пивзавод, то надо продумать, кто и когда приедет ради этого турбренда, какое количество человек, куда мы их поселим, как они будут передвигаться по городу, на каком транспорте, кто будет ими заниматься... Надо думать о мелочах. Я до сих пор не могу забыть ситуацию, когда в Самару приехал писатель Евгений Гришковец и остался тут один на целый вечер. Он увидел только плохую Самару и в пух и прах разнес наш город в своем блоге. Информационное поле, которое он покрывает, - довольное серьезное. И многие люди на какой-то период будут думать и говорить о Самаре так, как это сделал Гришковец. Вот вам и репутация. Вот вам и турбренд.

- А как надо было выйти из ситуации с Гришковцом?
- Мы все знаем, что в Самаре много плохих мест и то, что написал Гришковец, - правда, мы этого не скрываем. Но у нас много и хорошего! Того, чего он не увидел. Надо было показать ему это хорошее. Это ужасная ошибка, когда в Самару приезжают очень известные люди и почему-то оказываются один на один с городом и ими никто не занимается. У нас есть набережная, интересные музеи, хорошие рестораны, - есть где провести время так, чтобы бесповоротно влюбиться в Самару. Если бы Гришковца заняли в тот вечер, когда он остался один, он бы потом на всю страну рассказал, какой у нас чудесный город. Просто в это надо было вложить усилия. Была еще одна история, когда приехали федеральные журналисты и оказались здесь брошены на две недели. Впечатления у них остались, конечно... В общем, ничего хорошего в Самаре они не увидели. Вот, где был потерян бренд. Надо делать так, чтобы приезжающему человеку было предложено что-то такое, отчего он увезет только самые хорошие впечатления, и потом будет всем рассказывать, как Самаре здорово! Для этого нужен ТИЦ, который сориентирует любого гостя. Ну а известными людьми надо, конечно, заниматься отдельно, чтобы они потом в своих блогах на огромную аудиторию не позорили, а славили Самару. Сарафанное радио — самый действенный прием в сфере туризма и вообще услуг.

- В течение какого времени возможны эти изменения?
- Все зависит от включенности представителей бизнеса и администрации. И здесь дело не только в деньгах. Для начала достаточно просто грамотно синтезировать все ресурсы, что у нас есть: существующие достопримечательности, работающий бизнес и увлеченных людей.