Самарский акробат: "Цирку Дю Солей" я отказывал два раза

В детстве я боялся манежа и зрителей

Как вы пришли в цирк?

O таких как я говорят — родился в опилках. Родители у меня сначала работали в филармонии, потом отец получил звание Дипломанта 5го Всесоюзного Конкурса Артистов Эстрады и Цирка и их с мамой пригласили работать в СоюзГосЦирк. С родителями мы объездили весь СССР по несколько раз. Мама работала актрисой разговорного жанра, а папа –-гитарист, музыкальный руководитель эстрадно-циркового шоу "Поющие бизоны" под руководством Народного Артиста России А.Н.Родина. Когда я, будучи малышом, гастролировал с родителями, мне предлагали участвовать в новогодних представлениях в роли гномика-сказочника, но я отказался. В детстве я боялся манежа и зрителей. Меня всё это пугало.

Но все же вы стали акробатом...

С 3 класса я начал профессионально заниматься конькобежным спортом. В 18 лет я начал серьезно заниматься акробатикой, как говорят цирковые “обкручиваться”. Гастролируя с родителями, я понял, что хочу стать артистом. Хотя, 18 лет - это поздно для акробата, но, как говорится, было бы здоровье и желание. Помог ли мне конькобежный спорт? Да, многие цирковые артисты в прошлом профессиональные спортсмены.

Во сколько лет первый раз выступили?

В 18 лет я начал репетировать первый номер. Первый мой выход в манеж был в Большом Московском Цирке на проспекте Вернадского. Начинал я с группового акробатического номера.

За границей к акробатам относятся, как к звездам

Акробаты выполняют сложные номера без страховки. Насколько важно доверие к тем людям, с которыми вы работаете?

Доверие вырабатывается в процессе обучения и ежедневных репетиций. Акробаты должны привыкнуть друг к другу. Нужно понимать, что ошибка может стоить человеческой жизни. Бывает, что “верхний” акробат делает ошибку, а “нижний” старается это исправить, исключить серьезную травму порой ценой собственного здоровья, чтобы артист остался жив или получил минимальные травмы. Доверие играет огромную роль, но оно вырабатывается со временем.

А вы пробовали быть «верхним»?

Дело в том, что в жанре ”Русская палка” есть определенная весовая категория для “верхних”. По комплекции и весовой категории, я “нижний-средний”. Я привык быть «нижним». Я прыгал на батуте и достиг хороших результатов в разноплановых двойных сальто, но дойдя до тройного, я так и не снял страховку.

Посещали ли вас мысли уехать за границу и там работать?

Мне нравится работать за границей, но жить предпочитаю в родном городе. За границей к акробатам относятся, как к звездам. В России пока, к сожалению, отношение к цирковым артистам совсем другое.

Есть ли какие-то ритуалы или традиции перед выходом на арену цирка?

В последнее время каких-то особых традиций нет, просто выходишь в манеж и отрабатываешь свой номер. У Братьев Запашных мы с командой собирались перед выходом на сцену и подбадривали друг друга. Вообще в цирке есть свои традиции и приметы, например, непосредственно перед выходом в манеж нельзя проходить перед артистом; нельзя сидеть спиной к манежу - это неуважение к артисту. Также есть примета, что грызть семечки в цирке — к маленьким сборам.

Было ли такое, что выходили на арену и проваливали номер?

Смотря что понимать под словом «проваливали», номер можно полностью завалить только в том случае, если получил травму. В других случаях, даже если номер идет не по плану, то мы стараемся преподнести это зрителям так, как будто так задумано.

С Запашными я проработал 6 лет

Как вы попали к братьям Запашным?

С братьями Запашными мы были знакомы на тот момент уже 10 лет. Работали в одной программе в Большом Московском Цирке на проспекте Вернадского. После того, как я стал руководителем номера “Акробаты на Русской палке” - “Таможня дает добро” они меня пригласили участвовать в их программе. Проработал я с ними 6 лет. В процессе создания новых проектов менялась постановка моего номера, но трюковая часть оставалась неизменной.

А с животными вы работали у братьев Запашных?

Да, я работал в номере “Дрессированные обезьяны”, в проекте “Садко”.

Почему ушли от Запашных?

Меня пригласили работать в канадский “Цирк Дю Солей”.

"Цирку Дю Солей" я отказывал два раза

Как вы попали в “Цирк Дю Солей”?

“Цирк Дю Солей” приглашал меня заключить контракт два раза, но я вынужден был отказать по причине высокой занятости в проектах цирка БЗ “Камелот” и “Садко”. На третий я раз согласился. У меня там работают много друзей и знакомых. В то время им нужны были профессиональные «нижние» в номер “Русская палка”, и они пригласили меня. На репетиционной базе “Цирка Дю Солей” в Канаде я находился 8 месяцев.

Чем вы занимались в “Цирке Дю Солей”?

Я подготавливал «верхних» для номера «Акробаты на Русской палке». За короткие сроки мы выполнили колоссальную работу - подготовили трех “верхних”, которые пришли из спорта. Обучили их такому сложному трюку, как тройное сальто и сложнейшим комбинациям, состоящих из 12ти темповых трюков.

Высокая ли конкуренция в “Цирке Дю Солей”?

Конкуренция - около 10 человек на место. Многие спортсмены только и ждут приглашения в “Цирк Дю Солей”. Почему? Там работают лучшие преподаватели, хореографы, режиссеры-постановщики и мастера разнообразных цирковых жанров, там созданы все условия для творческого и профессионального роста артистов и к тому же работа в «Цирке Дю Солей” престижна и хорошо оплачивается.

Чтобы попасть в “Цирке Дю Солей”, нужно обладать сверхспособностью?

Несомненно человек должен быть талантлив, вынослив и физически подготовлен. Остальные навыки приобретаются в процессе постоянных репетиций. Каждое утро артист приходит на репетиционную базу и смотрит свое расписание, там очень жесткий график и большие нагрузки. С артистами на базе работают по разным направлениям: актерский, вокальный и хореографический классы, занятия йогой и многое другое, всего невозможно перечислить. Есть кабинет психолога и профессиональной медицинской помощи.

Почему ушли?

После 8 месяцев работы на репетиционной базе в Канаде, я подписал с ними контакт на год, в качестве резервного артиста в шоу «Allegria». То есть если травмируется кто-то из “нижних” в “Русской палке”, меня вызывают в течение двух недель, я заменяю его и вхожу в работу. Долгое время от них не было никаких предложений, и я подписал контракт с другой компанией.

Сейчас я репетирую один из новомодных и востребованных номеров

Где вы работали после “Цирка Дю солей”?

После “Цирка Дю Солей” я заключил контракт с компанией «Star Cruises». Он был рассчитан на 1 год и 4 месяца. Мы работали на лайнере, который базировался в Сингапуре. С ним мы ходили в круиз в Таиланд, Малайзию и на остров Пулау Риданг, который входит в десятку лучших курортных островов мира.

Чем вы занимались на лайнере?

На лайнере была прекрасно оборудованная сцена и зрительный зал на 800 мест. Мы работали номер «Акробаты на Русской палке». Затем за короткий период я самостоятельно освоил новый жанр и подготовил соло-номер “Эквилибр в колесе Цира” или просто CYR WHEEL и работал с этим номером на протяжении четырех месяцев.

А сейчас вы чем занимаетесь?

Я продолжаю совершенствовать свой номер с колесом CYR WHEEL. Артисту высокого уровня необходимо постоянно осваивать что-то новое, чтобы двигаться дальше, поэтому я сейчас репетирую один из новомодных и востребованных номеров “THE HUMAN FLAG”. Это микс из циркового акробатического жанра «Мачта» и Pole-Dance.

Российскому цирку требуется серьезное финансирование

Узнают ли вас после выступления?

Да, в Москве несколько раз дети узнавали на улице.

Работают ли артисты, когда болеют?

Да, бывает, но я не работал, только когда температура поднялась до 39,5. В цирках есть общепринятое правило, перед представлением измерять давление артисту, проверять общее состояние.

Как поднять российский цирк на уровень выше?

Для этого требуется серьезное финансирование. Если брать уровень “Цирка Дю Солей”, то они создают хорошие условия для развития артиста: четко исполняются все пункты контракта, высокий уровень зарплаты, высокий уровень преподавательского состава и постановщиков, даже такие, казалось бы, на первый взгляд мелочи, как бытовой вопрос, решен ими полностью, там ты думаешь только о работе! Повторюсь, что в России к цирковым отношение другое, а за границей — цирковые артисты приравнены к звездам, этим все сказано.

Тяжело ли иметь семью, гастролируя по всему миру?

Я считаю, что цирковым надо выбирать партнеров для жизни из своей артистической среды, чтобы работать и гастролировать вместе. Цирк это династийное искусство. Цирковые семьи, в которых уникальные знания и истины профессионального мастерства передаются из поколения в поколение, в которых любовь к этому искусству впитывается с молоком матери, заслуживают настоящего уважения за преданность и сохранение традиций и опыта человечества.