Общественник рассказал, для чего Самаре нужен ретро-трамвай и как его запустить

Почему Вы начали заниматься проектом ретро-трамвая?

В феврале был 100-летний юбилей самарского трамвая. За несколько недель до этого я начал готовить интерактивные карты, показывающие развитие трамвайной сети. Для этого я изучал историю трамвая по книгам, обращался в музей ТТУ и другим знатокам. Узнал про группу энтузиастов, загоревшихся идеей реставрации до ходового состояния, решил помочь им.

Такие истории вдохновляют, посудите сами. В 1976 году мастера ТТУ под руководством пяти сотрудников-ветеранов по своей инициативе отреставрировали вагон №12, и иногда по-партизански выезжали из парка, развлекали ветеранов депо по праздникам. В 1984 году восстановили прицепной вагон № 112. Очередные покатушки на 9 мая 1985 года были замечены руководством города, а энтузиасты вместо разноса получили официальное право совершать поездки. С этого момента ретро-трамвай 10 лет выходил на каждый День города.

А кто придумал сайт и почему там одна страница с кнопкой "Поддержать"?

Нужно информировать публику, как идут дела с проектом. Проще всего это делать через сайт. Пока что сайт очень простой - отвечает на вопрос "зачем это все нужно" и призывает подписаться за инициативу.

Сайт будет меняться вместе с текущими задачами проекта - во время тех.обследования и реставрации будем рассказывать о ходе работ в формате блога, затем он превратится в музейный сайт.

Это было сделано на средства активистов?

Сделал сайт я сам в свободное время, это не потребовало каких-то заметных расходов. Когда придет время, я передам его ТТУ.

Кто еще этим занимается кроме вас?

Люди увлеченные трамвайной темой, разные по профессиям. Среди первоначальной группы энтузиастов есть водитель трамвая, историк, музейный работник, ИТ-инженеры (я среди них). Теперь в проекте участвуют руководители и сотрудники ТТУ, Городского Трамвайного Депо, специалисты из трамвайных музеев других городов России.

Насколько наши ретро-трамваи отличаются от тех, что в других странах?

Это вагоны серии ХК, их производили в Куйбышеве, на авиационных заводах Кировского района и в мастерских Городского Трамвайного Депо. Больше таких нигде не осталось. Самаре повезло, что руководство и сотрудники ТТУ сохранили вагоны, когда поступали предложения продать их в иностранные музеи. Вагоны похожей серии Х есть еще в 4 городах, насколько мне известно.

Строго говоря, эти вагоны - реплики, то есть они построены по чертежам настоящей серии ХК, но позже. В некоторых городах сохранились и поддерживаются ходовыми оригинальные вагоны.

На какие средства планируют воссоздать трамвай?

Ближайшее запланированное мероприятие - внимательное техническое обследование вагонов с привлечением специалистов от основных вагоноремонтных заводов. После него можно будет составить план работ и смету. Пока что оценка стоимости реставрации колеблется в 15 раз, это не серьезно, чтобы искать финансирование. Совсем не обязательно это будет сделано на бюджетные деньги - подобные проекты в других городах делались за пожертвования горожан и меценатов.

Считаете ли Вы оправданным, запускать этот трамвай в плотный городской трафик? Речь идёт о туристических маршрутах?

Для ретро-трамваев выбирают компактные маршруты вокруг мест прогулок горожан. График движения планируется так, чтобы не мешать рейсовым трамваям. Например, для Самары можно предложить вариант кольцевого маршрута по центру города: Полевая - Галактионовская - Венцека - Фрунзе - Красноармейская - Арцыбушевская.

Вообще ограничений по выбору маршрута нет, ретро-трамвай может проехать по всей современной трамвайной сети.

Многие транспортные эксперты уверяют, что создание ретро-трамвая это невыгодно, потому что гарантия на трамвай всего год.

Если провести реставрацию и бросить - вполне возможно, что через год вагон потеряет ходовые качества.
При регулярном техническом обслуживании и небольшом пробеге вагоны могут служить десятилетиями.
У городского трамвайного депо есть такой опыт - один из эксплуатирующихся ими вагонов-снегоочистителей 1930 года выпуска.

Можно сделать не просто трамвай, а, например, трамвай-ресторан. Такая практика есть в других городах.

Мы хотим восстановить ретро-трамвай, который будет для города одновременно памятником, музейным экспонатом и туристическим объектом. Поэтому для нас приоритеты - безопасность пассажиров, историческая достоверность и поддержание сохранности.

Трамвай-ресторан - совсем другой жанр. Если смотреть на успешный мировой опыт (Милан, Вена, Мельбурн и другие), то это чисто коммерческие проекты, а значит и приоритеты там другие - ежедневная эксплуатация, комфорт для обедающих пассажиров. Я не против существования такого трамвая в Самаре, просто это совсем не история трамвая 12/112.

В материале использованы фотографии с сайта 12112.ru (Фото из музея ТТУ) и социальной сети ВКонтакте.

Сегодня трамвай 12-112 является музейным экспонатом. Как памятник он используется с 1994 года. Изготовлен по проекту КТТУ в Вагоноремонтных мастерских на базе модернизированной тележки, присланной с ленинградского ВАРЗ № 1. В производстве принимали участие специалисты авиационных заводов Кировского района.