Наверх
12:24, 08.06.2015

Мастер судомодельного спорта рассказал про скорость, летальные исходы и самарские водоемы

Мастер судомодельного спорта рассказал про скорость, летальные исходы и самарские водоемы
16+
Фото: Предоставлено Александром Костюком
С 7 по 12 июля состоится Чемпионат России, в котором примет участие самарец. Progorodsamara.ru узнал подробнее об этом виде спорта.

Судомодельный спорт - отнюдь не детское занятие, как это принято считать. Некоторые модели развивают скорость до 200 км/ч и могут убить человека, если не соблюдать меры безопасности. Корреспондент встретился с мастером спорта международного класса Александром Костюком, который рассказал, про судомодельные гонки, сборку, затонувшие экземпляры и пляжные запреты. 

Почему вы выбрали этот спорт?

В детстве хотелось просто что-то делать, постоянно собирал модели по различным книгам и журналам. Папа отвел меня в судомодельный кружок. Я стал строить разные модельки. Скоростные и копии настоящих судов. Стимулом были соревнования. Детские соревнования проходили обычно в бассейнах зимой, летом на озере. Мне понравились скоростные модели. Я стал учиться их собирать. Этим я занимаюсь с пятого класса. Получается, что уже 20 лет мы строим.

В 1998 году мы с Пугачевым Александром первый раз поехали на всероссийские соревнования. До этого были только местные. Было интересно. Много людей из разных городов. Понравилось. Стал появляться результат. В 2004 году мы отправились на международные соревнования. Естественно первый раз не получилось выиграть. Но впереди был Чемпионат мира. Сейчас у нас хороший уровень.

Вы состоите в сборной России?

Вообще есть единая спортивная классификация: массовый спорт и спорт высших достижений. Во второй  входят не игровые виды. К этим неигровым  видам как раз относится судомодельный спорт. Есть Федерация судомодельного спорта, которая находится в Москве. По результатам местных соревнований формируется состав сборной, в которую я вхожу. Кроме того, проводятся клубные соревнования, которые приглашают всех желающих. Раз в год я стараюсь выезжать на такие турниры. Я был, например, в Польше, Чехии и Германии. Обычно мы ездим на чемпионаты за свой счет.

А самарские соревнования?

В Самаре проводятся соревнования в основном для юношей до 18 лет. Бывают они не регулярно. Примерно раз в пять лет. Это связано с тем, что организовать соревнования достаточно трудно, нужны средства для обеспечения уровня. Желательна постоянная база, где люди тренируются. Например, у нас нет  своей базы, расположенной на озере.

Есть у нас в городе пригодные водоемы?

Постоянно соревнования проходят на озере в парке Металлургов. Два раза проводились на Воронежских озерах. Это было еще при Георгии Лиманском, который почистил озера. Именно на среднем озере, где люди обычно загорают, мы провели свои гонки. Мы охотно ездим на озера по области.

То есть в городе условия только для детей?

В Самаре остались кружки детского творчества. Но остались и спортсмены взрослые в возрасте до 60-70-ти лет.

Есть модель, которой вы особенно годитесь?

Это интересный вопрос. В спорте количество кругов является результатом . Когда идет постоянное развитие спорта, самая лучшая модель не на полке, она постоянно в руках. Если перестать заниматься спортом, то можно поставить модель на полку и любоваться на нее.

Ваше увлечение и есть работа?

Этим не прокормишь себя и семью. У меня есть основное занятие. Я работаю со второго курса института. По профессии я инженер радио-техник. Закончил аэрокосмический университет. Сейчас работаю в компании, которая занимается производством и изготовлением электрических велосипедов.

Стоп. У нас в Самаре есть электро-велосипеды?

У нас самая крупная и развитая в России компания, которая занимается велосипедами. Аналогов нашим велосипедам мы не нашли. Недавно мы были на выставке в Шанхае, но подобного не нашли. На наших велосипедах стоит электрический привод. Представьте мопед, который ездит  без звука и весит  20 кг, но ездит намного быстрее мопеда. Может быть, вы просто не заметили электрические велосипеды, потому что они почти не отличаются от обычных.

Вернемся к нашим моделям. Сколько времени занимает увлечение?

Бывает, что я нахожусь в мастерской сутками. В студенческие годы бывало, на одну модель уходила неделя. Сейчас технологии позволяют делать еще быстрее. Вообще требуется от недели до месяца, смотря, что вы планируете собрать. В наших используются самые высокие достижения науки и техники.

Например?

Вы слышали про раму карбон? Выклейка корпуса идет из специальных композитов. Карбон, кевлар. Форма модели обязательно рисуется на компьютере. Она уже давно не вырезается вручную. Для питания используются литиево-полимерные аккумуляторы. Нужно знать, где их взять и каким образом их использовать. Используется двигатель, изготовленный наполовину в Китае, наполовину в России.

Какую скорость развивает модель?

Такая гоночная - 60-70 км/ч. Бывают еще быстрее. При такой же мощности они развивают 200 кч/ч.

Максимальное расстояние управления?

Это практически не ограничивается. Дело в том, что время гонки составляет 6 минут. Именно на это время рассчитана работа аккумулятора модели.  Когда аккумуляторы сядут, то она остановится. Зачем нужен запас? Это лишний вес. Все детали сделаны так, чтобы получить лучший результат. Вес модели около одного килограмма.

Модели делаются большими?

Из соображений безопасности они сохраняются маленькими. При проведении соревнований даже с такими моделями делаются специальные ограждения, чтобы никто не пострадал.

На них можно устанавливать камеру?

Конечно, можно. Это очень весело. Мы даже снимали гонки изнутри. Сейчас есть такие системы управления, когда надеваешь специальные стерео-очки  и управляешь моделью. 

Ими можно пользоваться на пляже?

Нет. Не желательно. Вся ответственность ложиться на владельца. Даже во время  соревнований можно получить травму. Требования безопасности есть, но они не всегда соблюдаются. Были случаи с летальным исходом. Например, модель весом 4-5 кг врезалась в лодку и пробила ее насквозь. Однажды она по веслу въехала в голову человеку, который греб. Бывает, но редко. Поэтому за малейшее касание шлюпки спортсмена дисквалифицируют. За проезд вблизи шлюпки можно получить штраф.

Где брать ресурсы для сборки?

Сейчас без Интернета никуда . Нужно знать много технологий. Многие материалы находятся на наших военных заводах. Например, в Воронеже производится кевлар. Часть эпоксидных смол продается за рубежом.

Если человек научился делать модели, он может собрать настоящую лодку?

Да, это смежные области. Мой друг Дима, которого вы сейчас видели, начинал собирать модели вместе со мной в школе, а теперь строит настоящие катера. Между прочим, он окончил радио-технический факультет как и я. Ему это нравится.

Вы знакомы с историей судомодельного дела?

Моим руководителем является один из первых судомоделистов нашей области Константин Николаевич Перебайлов . Он многое рассказывает. В 60-е годы он стал чемпионом мира в Болгарии. У нас даже сохранились раритетные модели, которым около 30-40 лет. Они были сделаны с использованием самого легкого дерева – бальзы.

На соревнованиях были забавные случаи?

Когда идет гонка, человек не может остановиться. Это приводит к потере моделей. Они тонут по разным причинам, из-за столкновения или оплошностей при сборке. Но бывает, что их находят через несколько лет. Примерно лет 6 назад моя модель затонула в Днепропетровске. Через два года мы вернулись туда. Пока искали модель, которую утопил друг, нашли эту. Я гордился ей на тот момент. Из всего, что я видел, она была самой лучшей. Но теперь она старенькая. Поэтому лежит на полочке.

Автор: Народный корреспондент
Тэги: Турниры, Интервью
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Такие модели хранятся в мастерской ДОСААФ

Такие модели хранятся в мастерской ДОСААФ
Авторы фото: Из личного архива Александра Костюка, последние фото из мастерской - Жанна Скокова

Кубок России, Коломна, 2014 год

Узнай больше! Вступай в группу нашего города:

Комментарии

Лав08 июня 2015, 12:52
Когда-то, когда мне было лет 5, дед меня привел в кружок на Стара-Загоре. Пахло канифолью и горелым паяльником. Куча больших кораблей. Потом запускали на Воронежских озерах. Символы нашего лета...
Согласны с автором?
Горожанин08 июня 2015, 18:33
В ответ на комментарий пользователя
Когда-то, когда мне было лет 5, дед меня привел в кружок на Стара-Загоре. Пахло канифолью и горелым паяльником. Куча больших кораблей. Потом запускали на Воронежских озерах. Символы нашего лета...
а где был кружок на стара загоре?
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

!Внимание! Регистрируясь и совершая любые действия на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Пользовательским соглашением. Если вы не согласны с Cоглашением или с отдельными его пунктами, пожалуйста, покиньте сайт.
Социальные сети не передают нам ваши логин и пароль, мы получаем только имя и аватар пользователя.
  Допускаются теги <b>, <i>, <u>, <p> и ссылки http://youtube.com/watch?v=VIDEO
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»
Редакция портала ProGorodSamara.ru
Адрес для почтовой корреспонденции: 443013, Самарская обл., г. Самара, Московское ш., д. 4, стр. 15.
‭+7(987)-905-00-63‬
progorodsamara@progorodsamara.ru
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
8 (999) 158-68-55‬, sales@progorodsamara.ru
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
‭ +79379980251
+79277252268
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Молчанова Анастасия Александровна (progorodsamara@progorodsamara.ru, ‭+7 (987) 905-00-63. Адрес редакции: 443013, г. Самара, Московское шоссе, д. 4, стр. 15. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика