Наверх
10:00, 04.09.2015

Как в Самаре делают каяки: Все секреты создания лодок вручную и интересные факты

В рубрике "Как это работает?" мы продолжаем рассказывать о самарских предприятиях, которые делают необычные вещи. В этот раз мы посетили цех, где изготавливают каяки.

Чтобы заниматься водным спортом не обязательно ехать в другую страну или соседние города. В Самаре набирают популярность небольшие лодки, придуманные много лет назад эскимосами. Корреспондент узнал, где в нашем городе строят каяки, и побывал в цехе самарской фирмы КБ "СамБот" на улице Набережная реки Самары, откуда они попадают в руки будущих владельцев.

Каяк — тип гребной традиционной лодки народов Арктики. Название его происходит из эскимосских языков. Эскимосский каяк – это узкая длинная лодка с каркасом из костей и оболочкой из шкур животных, предназначенная для морской охоты на пушного зверя.

Современные каяки – делаются из полиэтилена или из различных композитных материалов: стеклопластиков или углепластиков (кевлар-карбон). Разновидности: есть каяки для спортивной гребли по гладкой воде и специальные океанские спортивные лодки, есть морские каяки для походов по большим водным пространствам, есть каяки для сплава по бурной воде, каяки для исполнения различных трюков (фристайла), рыболовные каяки, слаломные каяки, универсальные каяки и даже каяки для игры с мячом.

Самарское предприятие «Кб СамБот» выпускает каяки 3 видов: морской одиночный каяк «Кортик», универсальный одиночный каяк «Иргиз» и экспедиционный каяк-двойка «Аделаида». Для удобства хранения и перевозки каяки могут быть частично разборные (секционные).

Шаг первый – сделать шаблон

Мастер-модель или шаблон - это физическая модель - макет будущего каяка. Современные шаблоны делаются из плотных древесно-волокнистых плит (МДФ), которые склеиваются, обрабатываются на координатно-расточном станке с ЧПУ и затем проходят стадию окончательной доводки. Физическая модель нужна для того, чтобы с ее помощью изготовить матрицы, в которых затем будут выклеивать нижнюю и верхнюю половинки каяка.

Матрица

Матрица – это форма, изготавливаемая из слоев стеклоткани пропитанных эпоксидной смолой и покрытая матричным гелем изнутри. Для нижней (днище) и верхней (дека) частей каяка делают отдельные матрицы. Матрица заключается в металлический каркас, чтобы придать ей жесткость.

Каяки не красят 

Каяк по желанию заказчика может быть практически любого цвета. Чтобы получить нужный цвет, используют гелькоуты.

Гелькоут – это специальный гелеобразный состав на основе смолы с добавлением красителя-пигмента, он формирует внешнее декоративно-защитное покрытие композитных изделий.

Такое покрытие не только делает каяк красивым и блестящим, но и защищает его композитный корпус от царапин. Поскольку это внешний слой – то в матрицу он закладывается первым.

Каяки делают из стеклоткани с эпоксидной или полиэфирной смолой

Вслед за гелькоутом в матрицу закладывают промежуточный слой (чаще всего тонкий стекломат), а затем – основной слой, который обеспечивает прочность и жесткость корпуса каяка. В случае изготавливаемых КБ Самбот каяков - этот слой состоит из слоев стеклоткани, которые пропитывают эпоксидной смолой. 

Помимо традиционной технологии, когда слои стеклоткани пропитывают смолой после закладки в матрицу – используется и альтернативная – когда сначала стеклоткань пропитывают смолой. Применяют специальные смолы, например, с ультрафиолетовым отверждением. В этом случае после закладки препрега в матицу его облучают специальными ультрафиолетовыми лампами.

После того, как верхняя и нижняя половинки каяка выклеены, их вынимают из матриц и склеивают с помощью специального стыкового элемента.

На создание обычного каяка уходит примерно неделя. Разборный на секции каяк делают примерно в два раза дольше.

Как соединяют части секционного каяка?

Разборные на части (секции) каяки удобно хранить и перевозить, но они требуют больше времени для подготовки перед выходом на воду, т.к. секции каяка нужно в этом случае соединить в единое целое. Для этого сначала секции стыкуют между собой с помощью специальных выпуклых стыковых элементов одной секции, которые заходят в пазы на другой секции, обеспечивая центровку. Для окончательного прочного соединения секции они скрепляются болтами.

Полезные функции

Кроме сиденья со спинкой, ножных и бедренных упоров, каяки в ходе последнего этапа их сборки оснащаются лючками гермоотсеков с уплотнителем, препятствующим попаданию внутрь воды. Также на них устанавливаются специальные микро-гермоотсеки, в которых можно положить необходимые в быстром доступе важные вещи, боящиеся воды: очки, телефон, рация, запасная одежда (такие веще лучше предварительно заворачивать в пакет).

Кроме того, сверху на корпус каяка устанавливают багажные жгуты, под которыми можно удобно расположить воду и еду для быстрого перекуса на ходу, а также помпу для откачки воды и запасное весло.

С помощью бедренных упоров можно сделать эскимосский переворот, возвратив перевернувшийся каяк в исходное положение.

Есть одна существенная особенность строительства каяков: очень важно, сколько он будет весить.  Чем длиннее каяк, тем больше весит. Также влияет тип материала. Экспедиционный одиночный 5.5м морской каяк из полиэтилена может весить около 30-31 кг, а композитный - 23-24 кг. На вес каяка влияет цвет: белый каяк несколько легче, чем цветной – из-за большего веса слоя цветного гелькоута.

Все лодки взвешивают в цехе.

Напомним, что не так давно Progorodsamara взял интервью у самарского каякера Романа Акимова.

Автор: Народный корреспондент
Тэги: Фотоотчет, Предприятия Самары
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Фотографии каяков на реке предоставлены научно-техническим руководителем КБ "СамБот" Михаилом Вейсманом

Узнай больше! Вступай в группу нашего города

Комментарии

Печальник04 сентября 2015, 11:41
Очень жаль, что в городе на Волге так мало подобных производств. Судостроительство должно процветать в таком регионе !!!
Лучший комментарий
Согласны с автором?
Горожанин04 сентября 2015, 12:59
Автор, сколько стоит рекламу заказать?
Согласны с автором?
Катя09 сентября 2015, 01:14
В ответ на комментарий пользователя
Очень жаль, что в городе на Волге так мало подобных производств. Судостроительство должно процветать в таком регионе !!!
Печальник, вы правильно пишете. И самое странное, что самих каякеров немного. Могли бы и Китайские каяки заказать, и американские при желании ( если всему российскому нет доверия). Новички, опытные спортсмены и просто любители водных походов по воде с веслом знают друг друга в лицо! Народ боится и холода, и волн, и моторного транспорта на больших реках, и темноты. А ко всему прочему многие боятся, что даже в гараж такие каяки не уместятся, что довезти до любого водоема будет сложно как на телеге, так и на машине. Конечно, любители гребли знают, что все эти страхи выдуманы, что общение с природой, проверка своих мышц, внимания, силы воли дает каждому очень многое. Но кто все это принесет в массы? Знаю всего человек 10 таких энтузиастов по СО. Так что, как перейдет процентов 10 самарцев с яхт и катеров на байдарки-каяки, так и появятся здесь всяческие производства гребных судов, а не только яхт.
Согласны с автором?
некто10 сентября 2015, 20:41
авторы progorod знают что такое "препреги"? я удивлен!)
Согласны с автором?
Ксюша11 сентября 2015, 19:32
Красивые лодочки)) Только где хранить такие? Хорошо тем, кто живет недалеко от Волги, а если в другой части города... До воды далековато тащить пешком))
Согласны с автором?
Горожанин13 сентября 2015, 00:25
В ответ на комментарий пользователя
Красивые лодочки)) Только где хранить такие? Хорошо тем, кто живет недалеко от Волги, а если в другой части города... До воды далековато тащить пешком))
Все купившие возят на багажниках машин, а хранят в гаражах в виде 2-х половинок.
Согласны с автором?
Фёдор21 сентября 2015, 14:54
Производства есть. В Санкт-Петербурге например. Ребята делают каяки, весла сами. Узнавал про возможность изготовления и отправки в регионы сказали без проблем. Цены показались дешевыми (сравнивал в интернете). Сайт paddlers.ru есть и другие, но названия не запомнил, давно смотрел.
Согласны с автором?

Добавить комментарий

Внимание! Правилами сайта запрещается использовать мат и высказываться оскорбительно по отношению к другим людям

или авторизуйтесь

!Внимание! Регистрируясь и совершая любые действия на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Пользовательским соглашением. Если вы не согласны с Cоглашением или с отдельными его пунктами, пожалуйста, покиньте сайт.
Социальные сети не передают нам ваши логин и пароль, мы получаем только имя и аватар пользователя.
Прикрепите фотографии (jpg, gif и png)
Внимание! Совершая любые действия на сайте, вы принимаете условия «Cоглашения» и соглашаетесь с «Политикой защиты и обработки персональных данных»
Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Связаться с редакцией
progorodsamara@progorodsamara.ru
+7(987)-905-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
8 (917) 153-99-44
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Борисов Игнат Сергеевич (progorodsamara@progorodsamara.ru, +7 (987) 905-00-63). Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика