Вопрос юристу: Стоит ли платить, если случайно разбили бутылку в магазине?

За юридической помощью может обратиться любой читатель нашего портала, прислав на почту tatyana-sluzhaeva@yandex.ru свои вопросы.

1.Здравствуйте! Со мной в магазине произошла неприятная ситуация. Я купил две бутылки лимонада. Поставил их на транспортерную ленту около кассы, в процессе движения они упали и разбились. Сотрудники магазина заставили меня оплатить их, я растерялся и заплатил. Правы ли они? Как следует себя вести в этой ситуации?


Прежде всего необходимо сохранять спокойствие и ни в коем случае не надо торопиться оплачивать товар, который вы повредили. В соответствии со ст.211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, а до момента оплаты товара покупателем и получения чека собственником товара является магазин и именно он несет риски случайного повреждения товара.

Однако следует различать случайную гибель товара и гибель, произошедшую по вине покупателя.
Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому для того, чтобы избежать ответсвенность Вам необходимо обосновать то, что в Ваших действиях отсутствует вина.

Покупатель будет считаться невиновным, если докажет, что проявил достаточную осторожность и осмотрительность, т. е. не бегал по магазину, не бросал товар. Вам следовало заявить, что вы аккуратно ставили товар на ленту, а вследствии ее быстрого или резкого движения произошло падение товара и вашей вины тут нет.

Иными словами, если вы поскользнулись на мокром полу и задели стеллаж с товаром, осторожно шли по узкому проходу между полками и задели товар, брали товар с полки и посыпались остальные товары, вследствие чего произошло их повреждение — то Вашей вины тут нет и оплачивать товар вы не обязаны. Следует помнить, что для магазинов установлены нормы ширины прохода, не менее 1,4 метра, и чем больше магазин — то больше должно быть расстояние. Данное требование зачастую не соблюдается.

Если же вы бегали по магазину, умышленно кинули бутылку, выронили бутылку из рук — то тут присутствует вина и оплатить товар все же придется.

Помните, что магазин может взыскать с вас сумму только в судебном порядке. Чаще всего, если сумма ущерба незначительна магазины не инициируют судебные тяжбы. Поэтому, если вы уверены, что вашей вины в гибели или повреждении нет, то оплачивать ни в коем случае не надо. Рекомендуем Вам спросить контактные данные у свидетелей и, в случае составления магазином акта о гибели товара, написать свои возражения и запросить копию. Это вам пригодится в случае, если магазин все-таки решит обратиться в суд.

2. Здравствуйте! Я купил зимние ботинки в ноябре 2015 года, но проносил их совсем немного — через 15 дней подошва на одном сапоге лопнула, и носить их стало невозможно. Я обратился в магазин, но там мне ответили, что 14 дней уже прошло, и возвращать мне деньги они не намерены. Как мне быть? Прав ли магазин?

Ссылка магазина на срок в 14 дней незаконна. Срок возврата в 14 дней установлен для товара надлежащего качества, который потребитель может возвратить в случае, если ему не подошел фасон, размер, не понравился цвет и т. д. Однако в Вашей ситуации был продан товар ненадлежащиего качества, поэтому срок возврата в 14 дней не распространяется. Не позволяйте продавцам вводить Вас в заблуждение и смело ссылайтесь на ст.19 ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе предъявить к продавцу требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Общепринятый гарантийный срок для обуви — сезон, чаще всего устанавливается гарантийный срок в размере 30-45 дней. Исчисление указанного срока осуществляется с момента наступления соответствующего сезона. Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 03.02.2006 N 5 "Об установлении срока наступления сезона для сезонных товаров в Самарской области" для зимней обуви установлен сезонный срок с 15 ноября по 15 марта. В вашей случае, гарантийный срок еще не истек.

Вам необходимо незамедлительно обратиться в магазин с письменной претензий (рекомендуем всю переписку с магазином вести письменно) и потребовать расторжения договора и возврата денег. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Помните, что вы вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае, если Продавец отказывается принимать товар, проводить проверку качества, смело обращайтесь в суд. Вы можете самостоятельно обратиться в экспертную службу и провести экспертизу — в судебном порядке все расходы будут Вам возмещены проигравшей стороной.