Битва трамваев: КТМ против "Метелицы". Кто из них нужен Самаре?

Данная публикация не является рекламой или антирекламой для заводов. Мы просто решили сравнить технику, которая поступает в Самару для тестирования. Здесь горожане оценивают уровень комфорта, внешний вид и различные возможности. Ожидается, что осенью этого года в Самаре пройдут торги, по итогам которых определят будущего поставщика трехсекционных трамваев. Победитель будет только один.
Чем же привлекут пассажиров эти новинки и в чем их преимущества?

Оба трамвая являются единичными экземплярами. Один уже прошел тестовые испытания в Самаре, которые длились 9 месяцев, а второй только начал перевозить пассажиров.

«Метелица» или Stadler 85300М

Это трёхсекционный шестиосный низкопольный трамвай, который произведен на белорусском заводе швейцарского производителя Stadler Rail Group в городе Фаниполь. Дизайн разработан бюро промышленного дизайна promdesign.by. Откатал в Самаре 9 месяцев и вернулся в Минск.

71-633 или КТМ-33

Это сочленённый шестиосный трамвайный вагон Усть-Катавского вагоностроительного завода с полностью низким уровнем пола. Модель вагона 71-633 была разработана специальным конструкторским бюро УКВЗ в партнёрстве с инженерами ОАО «ТрансМашГрупп». Был выпущен в единственном экземпляре, который отправили в Самару. Второе название расшифровывается как Кировский трамвай моторный.

Технические характеристики

Метелица:
Максимальная скорость - 75 км/ч
Места для сидения - 60
Вместимость - 183 человека и 259 человек
КТМ:
Максимальная скорость - 75 км/ч
Места для сидения - 58
Вместимость номинальная и полная - 193 человека и 277 человек

Двери и кабины

Метелица: Пассажирские двери находятся с обеих сторон вагона при условии, что у трамвая две кабины. Это даёт возможность использовать трамвай на маршрутах без оборотных колец, так как он может двигаться челночным способом. В данной модели 8 дверей, однако на заводе могут изготовить другую комплектацию – с одной кабиной и меньшим количеством дверей.
КТМ: Имеет 4 двери и одну кабину, поэтому трамваю необходимо разворотное кольцо.

Дизайн

Метелица: Ее дизайн ориентирован на безопасность пассажиров. Это заметно даже во внешнем образе. Дизайнеры постарались совместить безопасность и удобство в интерьере трамвая. Швейцарскими инженерами было разработано устройство в передней части трамвая, которое при столкновении с автомобилем смягчает удар. Форма детали в носовой части способна сохранить жизнь человеку, который оказался перед трамваем. В оформлении использован белорусский орнамент, он выражается в синих акцентах на вертикальной полосе кабины. Некоторым такой дизайн кажется агрессивным из-за острой формы вокруг фар.

КТМ: Основой для 71-633 послужил трамвай модели 71-631. Он имеет достаточно простой, но современный дизайн. В оформлении использованы серый, черный и красный цвета. В нижней части разместили небольшие фары. В основе четкие линии без излишеств. Возможно, это выглядит не так празднично, как насыщенные цвета белорусской техники.

Доступная среда

Оба трамвая оборудованы устройствами для посадки людей с ограниченными возможностями. В "Метелице" сделаны специальные зоны для инвалидных кресел с ремнями безопасности и пандусами. Места для инвалидов и пандусы имеются и в КТМ.

Расположение сидений

Как известно, планировку сидений в этих трамваях можно менять по желанию заказчика. Однако мы сейчас говорим о существующих моделях, и тут можно отметить, что в «Метелице» узкие проходы из-за схемы сидений 2х2. На это пассажиры жаловались в книге отзывов.

В КТМ проходы шире за счет расположения сидений, в одном месте они размещены как в вагоне метро. Это может показаться непривычным для самарцев, но практика покажет, как будет удобнее - в узких проходах или широких с сидениями как в метро.

Звукоизоляция

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в «Метелице» шумоизоляция лучше. При разгоне или на проблемных участках, где чувствуются стыки рельсов, она движется быстро и в салоне относительно тихо. В КТМ, который, еще не привык к нашим рельсам, при первой моей поездке все дребезжало, сидения вибрировали, слышались громкие постукивания. Возможно, ему еще нужно немного приноровиться к нашим дорогам.

"Примочки" и дополнительные возможности

Оба трамвая современные, но есть в одном из них то, что редко можно встретить в общественном транспорте, если только это не поезд. Это самые настоящие розетки 220 В и USB-разъёмы. Их предусмотрели в салоне «Метелицы» как дань тому, что Stadler славится своими железнодорожными вагонами. Это все-таки европейский уровень. Кроме того, в "Метелице" есть кондиционеры, информационные жидкокристаллические экраны и камеры видеонаблюдения - основные требования для участия в тендере.

Салон вагона КТМ оборудован двумя кондиционерами, электронной информационной системой, обеспечивающей передачу визуальной и звуковой информации о маршруте движения и остановках, температуре воздуха в салоне вагона и снаружи в режиме реального времени. Есть система видеонаблюдения, навигационная система ГЛОНАСС. У КТМ имеется встроенный Wi-Fi, но это не такое важное преимущество, ведь сегодня разместить точку доступа к Интернету это не проблема даже для старых моделей трамваев. Белорусская и кировская техника имеют двери, которые пассажиры могут открывать кнопкой снаружи и внутри.

Отметим, что Самаре придется сделать непростой выбор. С другой стороны, власти говорят, что можно приобрести технику разных заводов, так как планируется масштабно обновить городской парк.

Редактор samaratrans.info Владимир Черных считает, что Самаре нужен очень надежный транспорт, в котором будет комфортно передвигаться по салону.

"Городу нужен серийный трамвай, в идеале, который не ломается, с удобным салоном и плавным ходом. Если честно, я не понимаю, в чем смысл трехсекционных. В Европе они ходят, и это комфортно и востребовано. Я не уверен, что у нас денег хватит на то, чтобы обновить все старые "Татры". Есть такое понятие как усталость металла, в конце-то концов. Нельзя бесконечно ремонтировать старый транспорт", - отметил эксперт