Самарский профессор: О том, почему в России вместо "Ту-154" летают "Боинги"

За Самарой закрепилось звание «Самары космической», города с богатой авиастроительной историей. Наши ракеты отравляют в космос, к нам приезжал Юрий Гагарин, мы производили легендарный пассажирский самолет Ту-154. Но каково сейчас положение дел в отрасли, какими достижениями мы можем гордиться и как воспитать новых Кузнецовых?

Для ответа на эти и не только вопросы главный редактор портала ProGorodSamara.ru Жанна Шаталина отравилась к директору центра истории авиационных двигателей им. Н.Д. Кузнецова, пожизненному члену фонда Rolls-Royce Heritage Trust, доктору технических наук, профессору СГАУ Владимиру Зрелову.

- Расскажите о своей деятельности в СГАУ?

- Начнем с того, что я искренне считаю, что российское образование — одно из самых лучших в мире. Самара - это не просто какой-то уездный городок, это основа космической отрасли всея Руси. Все самое мощное производится здесь. Стратегическая авиация работает только на самарских моторах, Сирию бомбили на самарских двигателях.

У нас в СГАУ самое большое собрание отечественных газотурбинных двигателей - более 80. И это действительно самый большой музей двигателей. Когда я был в Великобритании в Крэнфилдском университете, читал лекцию, они показали мне свою учебную лабораторию, и там было 5 моторов! Когда коллеги приехали в Самару, они не поверили глазам.

Один из методов обучения наших студентов – знакомство с реальной конструкцией. Наши студенты имеют возможность проследить историю создания двигателей, изучить их параметры, и самое главное начать анализировать «А что дальше?» «Как будет развиваться каждый элемент конструкции и какой облик будет у двигателя в будущем?». Я никогда не заставляю заучивать формулы, я хочу, чтобы мои студенты составляли логические цепочки, позволяющие им оценивать взаимное влияние конструктивных элементов и понимать физику их функционирования.

При выборе своей будущей профессии, они понимают, что всё, что нас окружает создали инженеры и если это хорошо работает, значит спроектировал хороший инженер и изготовил хороший рабочий.

- Вы являетесь одним из создателей двигателя НК-33. Расскажите о нем поподробнее.

- Двигатель был разработан под ракету Н1, которая могла осуществлять полеты на Марс, но в те времена такое заявлять было бы авантюристично. Поэтому сначала решили слетать на Луну. Началась лунная гонка, соревнование с американцами. США шли немного впереди.

У нас было несколько пусков ракеты, но неудачные, многие грешили на двигатели, однако испытания двигателей показали, что они имеют высокие параметры надёжности. Тем не менее, программа была закрыта. Двигатели приказали уничтожить. Николай Кузнецов - разработчик двигателя, понимал, что это выдающиеся разработки. И тогда начальник управления КГБ по Самарской области взял на себя ответственность и двигатели не уничтожили - их вывезли на Химзавод. Спустя 40 лет они стали востребованы американцами. Они заметили двигатель на международной выставке, взяли на испытания в Сакраменто. Все испытания прошли успешно.

- И он был использован в программе НАСА?

- Да, вместе с американцами двигатель НК-33 был доработан и его ставили на ракеты Антарес, которые планировалось использовать по доставке грузов частными компаниями на Международную космическую станцию (МКС). Правда, после двух запусков, программа была свернута из-за санкций.

- Вы как-то сказали одному изданию, что мы не единственная в мире страна, где создается ракетная техника, в частности упомянув Китай и Индию. Есть нам чему поучиться у зарубежных коллег?

- Учиться полезно всегда, в любой ситуации. Дураков нет нигде. Какие-то полезные решения можно заимствовать у всех. Всегда надо отслеживать состояние дел других.

- Но пока мы впереди планеты всей?

- Если судить по результатам: недавний успешный старт американской ракеты Атласа 5 с российским двигателем РД-180. Люди в космос летают только на наших ракетах. Это происходит в том числе за счет работы высококвалифицированных специалистов. Пусть говорят, что эти разработки созданы давно, но плохо подготовленные люди не смогут развивать, производить и эксплуатировать такую технику.

- Это верно, но новые разработки-то у нас тоже имеются?

- К сожалению, эти новые разработки у нас только в виде опытных образцов. Они не находят дальнейшей реализации. И это очень обидно, ведь в Самаре разработали например самый экономичный двигатель для самолетов, который можно применять в пассажирской авиации. НК-93. Но чиновники говорят, что под него нет самолета, хотя двигатель создавался для применения на Ил-106, Ил-96, Ту-330 и ряд других.

-Действительно, почему Ту-154, Ан-140, которые производились на Авиакоре, ушли в прошлое? В небе летают Боинги и Аэрбасы. Означает ли это упадок авиастроительной отрасли в России?

- Ан-140 маленький самолет, Самара ориентирована на большие самолеты. У нас под них заточены станки, оснастка. Ту-154 - прекрасный самолет. Можно было поставить современные двигатели, современную авионику и он дал бы фору современным западным самолетам.

- Почему же его списали?

- Здесь политика вмешалась. Но самарские предприятия имеют свои заказы. Если говорить об авиации, то это самолет Ту-95, самолет уникальный, таких нет нигде в мире. Это стратегический бомбардировщик. Мы в состоянии делать свои самолёты в России, не хуже зарубежных. Но в свое время в бизнесе сместились акценты и стали покупать «иномарки».

Сейчас состояние такое, что если мы будет пытаться догнать Запад, то мы всегда будем отставать. На мой взгляд, надо заниматься тем, чего на Западе нет. Те же экранопланы, они не умею их делать.

Экраноплан

- Что это такое?

- Это корабль, который может взлетать и садиться на воду, лететь низко над водой, так что его не засекут никакие радары. Может перепрыгнуть остров на 3 км. Уникальное средство для спасения людей, терпящих бедствие на воде. У нас есть один на Каспии, один «спасатель» в Нижнем Новгороде готовый на 90%, брошенный уже давно.

Проекты Экип — самолет, который разрабатывался в Саратове. Летающее устройство в виде блюдца...

Автор фото: https://ru.wikipedia.org/

- Летающая тарелка?!

- Типа летающей тарелки. Пассажирский самолет. Россия обладает людьми с пытливым умом, которые способны создавать новые пионерские конструкции. Покупка иностранного самолета не дешева. Они осуществляют ремонт только у себя, закупка необходимых компонентов - у них. А зачем? Пусть они у нас покупают. Надо создавать такую технику, которой у них нет.

- Давайте затронем тему сверхзвуковых пассажирских самолетов. Раньше были Конкорды. Почему они остались в прошлом?

- Сверхзвуковые самолеты очень дорогие. У нас раньше летал Ту-144 в Алма-Ату, а Конкорды совершали трансатлантические перелеты. Билеты на них дорогие, у них большой расход топлива. Но сейчас разрабатывают СПС-2 — сверхзвуковые пассажирские самолеты второго поколения. В том числе и в нашей стране.

- Во сколько раз билеты на такие самолеты могут быть дороже обычных? В два?

- Больше...

- В пять?

- Может быть. Топливо дорогое, эксплуатация сложная. И это будут, скорее, бизнес-самолеты.

- Вам не кажется, что сейчас пропала какая-то романтика в космической отрасли? Раньше таким ошеломляющим событием был полет в космос, на Луну. Такое ощущение, что все мечтали стать космонавтами.

- Романтика никогда не пропадет, так как человеком движет чувство любопытства. Ему захотелось летать как птица, и он сделал такой аппарат. А сейчас телевидение пропагандирует не те ценности. В новостях прежде всего мы видим катастрофы, преступления, либо жизнь звёзд шоу-бизнеса. Фильмы – почти все детективы. Я не против их, но надо показать и другое. Где сюжеты про ученых, конструкторов? Вот о чем надо говорить. А в фильмах рабочий класс — это обычно отрицательный персонаж, хотя в конечном итоге, все, что нас окружает, делает рабочий. Надо менять систему. В доперестроечные годы в стране была целая система - профтех училище, техникум, вуз для авиакосмической отрасли. Наверное, этот опыт следовало бы использовать и сейчас.

- Можем ли мы создавать двигатели для путешествий в космосе?

- Они уже созданы: ионные, плазменные, двигатели на солнечной тяге. Они используются. Но это не наша специализация. Это двигатели малой тяги. Самара создает мощные ракетные двигатели.

- А что насчет варп-двигателей, которые в частности используются в фантастике? (В фантастике варп-двигатель - собирательный, фантастический научно-теоретический образ технологии или явления (например в вымышленной вселенной Star Trek), позволяющий попасть из одной точки пространства в другую быстрее, чем это делает свет). Это реальность или фантастика?

- Создание нового проекта начинается с мечты. То, что раньше казалось несбыточной мечтой, со временем воплощается в реальную конструкцию. В СГАУ, например, студенты разрабатывают такую технику, которая могла бы летать в атмосфере, отличной от земной. На другой планете.