Создатель улицы Стара-Загора о танкодроме, усадьбе, бункере и развитии Куйбышева

20 апреля в Самарском Доме молодежи прошла встреча с почетным гражданином Самары, заслуженным строителем Российской Федерации Виталием Симоновым. Этот удивительный человек участвовал в строительстве нового Куйбышева. Благодаря труду Симонова и его коллег в советское время в нашем городе появились новые микрорайоны, детские сады, школы и другие важные объекты.

В этом году улица Стара-Загора празднует свое 50-летие. Это событие очень значимо для Самары. Почему? Вы можете узнать из нашего предыдущего материала. Виталий Симонов рассказал, как появилась улица и как работали строители в то время. В этом интервью вы узнаете про поездку в Болгарию, путешествие на Кубу и находки в старом городе.

Про строительно-монтажный трест №11

Я в двух словах опишу организацию абсолютно уникальную – это строительно-монтажный трест №11, в котором состояла вся моя строительная судьба. От института, который я закончил в 1961 году, до 1997 года, когда я ушел на пенсию. Этот трест построил всю промышленную Безымянку – авиационные заводы, моторостроительный завод, целую сеть других предприятий, которые работали на авиастроение. В годы войны только нашим заводом было выпущено 32 тысячи самолетов. Сразу после войны трест начал заниматься социальными объектами, нужно было построить жилье для работников заводов, магазины и так далее. На каждом заводе работало по 50 тысяч человек и более. Дети рабочих должны были учиться, ходить в садик. Этим всем занимался трест №11.

"В планах треста был планетарий. Мы бы его давно построили в районе Советской Армии напротив Телецентра. Площадка была отведена, был проект, прошедший экспертизу, но в 1990-е годы это дело прикрыли"

Куйбышев. Панорама проспекта Гагарина от улицы Советской Армии. Жуков А.Н.

Наши основные проспекты, вся Северо-Восточная часть города – заложены трестом №11. Стара-Загора одна из этих улиц. Так получилось, что в связи с болгарской дружбой она стала востребована. Но есть и другие улицы, например, Аэродромная. Здесь был действующий аэродром, на котором взлетали и садились двукрылые самолеты. На таких учили летчиков. 30 самолетов в сутки надо было принять с завода и перегнать на фронт. Такой был конвейер, который готовил пилотов и отправлял их на фронт.

Про Стара-Загору

Стара-Загора имеет особый статус. Она была названа улицей Памирской в 1920-м году. От улицы Санфировой до помещичьей усадьбы была грунтовая дорога. Потом в районе Ново-Вокзальной построили военный городок, где учили танкистов. Вокруг Воронежских озер был танкодром, где готовили будущих солдатов. Мы пришли на этот участок в 1965 году. Мне пришлось осваивать 6-ой микрорайон – крупнопанельные дома. Впервые на Стара-Загоре мы стали строить их на сваях. Это было ноу-хау. Что очень интересно. В 1968 году от нашего треста отпочковался трест крупнопанельного домостроения. В то время мы строили кинотеатр «Шипка», на углу Ново-Вокзальной и Стара-Загоры возвели здание для промышленного райкома партии, сейчас там находится академия муниципального управления.

"Мы работали в три смены. Поэтому быстро вырос наш «второй» город Куйбышев"

Мы строили все школы и детские сады, аптеки, поликлиники, которые примыкали к этой жилой среде. Естественно были благоустроительные работы – укладка тротуаров и дорог. Напротив кинотеатра «Шипка», вы помните, были фонтаны. Рядом разбиты специальные рабатки, в которых сажались розы, привезенные из самой Болгарии. Почему Стара-Загора получила новое название? Она была переименована в 1965 году. Именно в этом году было подписано советско-болгарское соглашение о сотрудничестве между государствами.

Про болгарские символы

Строительство улицы шло быстрыми темпами. Когда был подписан договор о сотрудничестве, то магазины стали называть в болгарском стиле, например, «Младость». Стали оформлять все в болгарских традициях. Если вы были на улице, то видели этих двух знаменитых богатырей - болгарина и русского. Эта замечательная мозаика сделана по эскизу нашего самарского художника Баранова. Накладку из этих плиток подготовили на железобетонном комбинате. Плиты прошли через пропарочную камеру. Все схватывалось намертво, поэтому до сих пор все держится. За 30 лет ни одна плиточка не отлетела, потому что выдержана специальная технология. Название «Шипка» тоже не случайно. Это олицетворение нашей дружбы и освобождения болгар от турецкого ига.

Про старую Самару

Чтобы подвести черту под улицей Стара-Загора я скажу, что помню время, когда проспект Кирова был шириной всего 3 метра, мощенный булыжником, а все остальное - были грунтовые дороги. Самым страшным для строителей был въезд в микрорайоны по грунтовке в осенне-зимний период, когда грязь по колено. Так вот, проспект был узкий, и была кирпичная стена от Московского шоссе вниз до Стара-Загоры. За этой стеной цвели вишневые сады. Сторож объезжал их на лошади. Все исчезло под натиском строителей, образно говоря. К счастью для меня получилось, что от улицы Полевой до Алма-Атинской были свободные пространства, они не были заняты серьезными объектами. Была военная казарма на углу Ново-Вокзальной и Стара-Загоры, помещичья усадьба и Томашевская психбольница. Эти капитальные объекты имелись до того, как мы пришли на этот участок земли. Все быстро застроилось. Для того, чтобы быстрее выселить людей из старых холодных домов - часто с наружными туалетами, возле новых зданий делались деревянные настилы. Люди с радостью въезжали в новые квартиры и были благодарны строителям.

Про парки

Мне запомнилась работа по выполнению ограждений парка Гагарина. Долгое время это была неухоженная зеленая зона, там были дачи МВД в 1930-40-е годы, там проводили расстрелы репрессированных. Мы огородили этот участок бутовой стеной с покрытием из железобетонных плит. Они на месте и по сей день. Мы сделали там помещения для администрации парка, для игровых автоматов, произвели благоустройство. Кроме того, мы привели в порядок Воронежские озера. Очистили дно водоемов, положили асфальтовые дорожки и прочее. Если смотреть от улицы Советской Армии до Алма-Атинской, то практически вся улица создавалась с 1965 по 1995 год.

Куйбышев. Парк имени Ю.Гагарина. Набор открыток 1985 года.

"Я недавно на своей машине проехал всю улицу. Она, безусловно, требует к себе внимания"

Про Болгарию

Летом 1965 года мне посчастливилось быть туристом в Болгарии. Первый раз мы выезжали с супругой за границу, это было необычно. Мы были молодыми. Что мне понравилось в Болгарии, так это – как они нас россиян принимали, даже разговоров не было о неприязни, что сейчас происходит на Украине. Мне понравилась их тяга к пению и танцам. Это было бесподобно. Конечно, мы купались на пляжах, отдыхали на Золотых песках в прекрасных отелях. Мы покупали сувениры. На всю жизнь у нас остались яркие впечатления. Были у памятника «Алеша», установленного в честь советского солдата-освободителя. Это памятник гигантских размеров.

Профессия строитель

Чем хороша профессия строителя? Мы общаемся с огромным количеством заказчиков. Это медицина, торговля, рыбное хозяйство и все, что окружает человека. Мы даже построили патологоанатомический корпус на улице Лунной. Когда в 1990-х годах начались преступления, отравления, нужно было срочно делать специализированные учреждения, чтобы можно было сделать анализы. Появилось это сооружение, которое в инженерном отношении довольно сложное, там морозильные камеры, операционные и прочее. Строители встречаются с огромным количеством интересных людей. Два года я жил и трудился на Кубе, выучил испанский язык. Днем мы работали на комбинате, а вечером учили язык. Преподавала милая кубинка, не знавшая ни одного слова по-русски.

Про городские легенды

Бункер под муниципальной академией: Когда мы строили здание Горисполкома, не было легенды. Мы даже не задавались целью это дело посмотреть. Не исключено, что раньше там существовало подземное сооружение, тем более помещик был не дурак. У него наверняка там хранились ягоды и прочее. Может быть, это не бункер, а хранилище для фруктов. Вспомнилось, что когда-то я был в селе Натальино. Давным давно там построили дворец. Я совершенно случайно обнаружил рядом с ним колоссальное хранилище.

Есть много легенд. Например, когда мы делали реконструкцию Храма в Екатериновке, то узнали легенду, что там есть подземные ходы чуть ли не на Васильевский остров или мельницу Малюшкина. В свое время, когда мы строили лабораторный корпус политехнического института, наткнулись на коллектор царских времен из красного обожженного кирпича. Меня потрясло сооружение нашего предка – оно в прекрасном виде и состоянии. Раньше строили на века.

Когда мы начали откапывать котлован под зданием Филармонии (ну вы знаете, что цирк «Олимп» раньше стоял ближе к трамвайной линии), было принято решение о строительстве нового здания. Мы отодвинулись на 20 метров вглубь улицы. При строительстве наткнулись на помещения, в которых перекачивалось пиво от завода фон Вакано. Эти хранилища пива – прекрасно выполненные сооружения, которые нам пришлось разрушить, так как на их место встало новое здание. Когда работаешь в старой части города, надо приглашать археологов, чтобы фрагменты старины не исчезли. Я люблю старину и стараюсь ее сохранить. У меня есть много экспонатов для краеведческого музея в Екатериновке.

В материале использованы фото: Архив Самарского книжного издательства (М. Абросимова), Г. Бичуров