Президент гонки на собачьих упряжках об экспедициях, содержании хаски и Джеке Лондоне

- Почему именно собаки, как вы решили заниматься таким необычным делом?

Наша семья жила и работала в Москве в кино 9 лет. Мы очень сильно устали от города, купили первую Хаску и уехали в Северную Карелию. Там провели несколько экспедиций в район полярного круга, одна из них выполняла задачу от Роскосмоса — проводилось контрольное включение приборов ГЛОНАСС. Тогда то мы и воспитали первую упряжку. Нам понравилось это занятие, потому что с собаками хорошо тихо и спокойно.

- Как вы выбирали собак?

Самостоятельно: изучали книги, смотрели на них на практике; выбирали не по красоте, а рабочим качествам. Сейчас у нас 32 собаки — сибирские и аляскинские хаски. И те и другие — это хаски, только разного типа. Относятся они к северным ездовым собакам и способны проходить любые расстояния как в туристических рейдах, так и в гонках на собачьих упряжках. Мы занимаемся экологическим, спортивным туризмом с ездовыми собаками и организовываем гонку «Волга Квест».

- В чем она заключается?

«Волга Квест» — это единственная Международная гонка на собачьих упряжках в Европейской части России на длинные дистанции. Маршрут проходит по территории трех регионов Поволжья: Самарской, Ульяновской областей и Республики Татарстан. Эта гонка считается высокой категории сложности. Ты один идешь 420 км на упряжке из 12 собак. В день проходишь от 40 до 110 км. Ты должен обеспечить едой себя и собак, заночевать в любых условиях.

Сибирские хаски - это уникальные собаки, у которых отсутствует ген агрессивности к человеку. Держать такие собак в городе — значит нужно хорошо с ними работать, уделять много времени прогулкам и занятиям. У такой собаки должно быть все связано с природными законами их жизни в стае — правильное кормление не с человеческого стола, дисциплина. Собака — животное организованное. Они приспосабливаются к нам, хозяевам, берут наши привычки, режим. Хаски — это собака-партнер, ей нужен активный хозяин. В лес, в поход, на тренировку, на велосипед, на дачу — они всегда должны активно отдыхать с вами.

- Со скольких лет собакам можно участвовать в гонках, экспедициях?

Вкатывать собаку нужно не раньше года, потому что у щенков только к этому времени закрываются суставы роста. Сначала мы много гуляем, двигаемся, отрабатываем команды, ходим и бегаем со специальным снаряжением с каждым индивидуально. Потом мы ставим собаку в велосипед попарно и скатываем пары, большие упряжки таскают квадроцикл, а уже после в нарты. Подготовка собак к силовым нагрузкам — одна из важнейших задач нашей работы.

Летом тренировки прекращаются, месяца два-три собаки просто отдыхаю. В жару, когда более +14 их тренировать не нужно, потому что они могут получить тепловой удар, это большая нагрузка на сердце и у них может закипеть кровь. Это все-таки северные собаки. Летом у нас просто пешеходные прогулки по лесу. Тренировочный процесс возобновляется в августе-сентябре.

На Аляске собаки бегают до 10 лет и до 15 еще воспитывают молодых. Возраст и продолжительность их жизни зависит от того, как воспитываешь собаку, чем она питается, в каких условиях содержится. Самому старшему хаски в нашем питомнике — 7,5 лет. У нас нет старых собак, но есть такие, которые не бегают большие дистанции и мы не даем им больших нагрузок. Что мы с ними делаем? Ничего. В первую очередь, мы продолжаем их любить не менее, чем других, мы уделяем им столько же времени, они продолжают жить у нас в питомнике, бегать в упряжках на хаски-сафари для туристов от 6 до 15 км, общаются с людьми. Они ведут активный образ жизни, их очень любят дети.

- Кто выбирает, какая собака будет вожаком упряжки?

Такую собаку выбирает человек. Она должна обладать лидерскими качествами, слышать команды, не бояться вести всех за собой. Вожак — это спокойная собака, которая уверена в себе и знает, что делает. В этом случае за ней пойдут и другие собаки.

- Где у вас живут собаки?

Пока мы арендуем территорию у муниципалитета. Собаки живут в лесу, на расчищенном месте под питомник. У каждого своя будка и цепь 3-4 метра для того, чтобы собака имела возможность много двигаться, хотя через день у нас проходят тренировки. Так их содержат в профессиональных ездовых питомниках на Аляске, в Норвегии, Финляндии и других странах. Мы ушли от вольерного содержания по одной простой причине — собаки всегда ранжируются, выясняют, кто сильнее, кто главнее. В будках им делить нечего: у каждого своя территория, миска, еда. Это возможность иметь все свое, не драться за первенство получения внимания, или еды, иметь возможность полноценного отдыха и восстановления сил без выяснения отношений с собратьями.

- Чем вы кормите хаски?

Хаски вообще-то малоежки. Их пайка зависит от веса собаки и составляет от 700 до 1 200 граммов натуральной пищи в день. Но, если мы идем в экспедицию или гонку, собака получает большую нагрузку — пайку нужно увеличивать вдвое. Они едят в сыром виде говяжью обрезь, рубец, курятину и морскую рыбу. Речную и озерную рыбу мы категорически не даем - там много паразитов. Иногда в рабочий рацион мы добавляем немного рисовой каши — необходимые углеводы, в ней содержатся вещества, которые расщепляют молочную кислоту.

- Вы знакомы с творчеством Джека Лондона?

Я была очень болезненным ребенком, мне запрещали заниматься спортом, рисование и другими активными видами спорта. С 7 до 12 лет я постоянно лежала в больнице. Однажды папа с мамой мне в палату принесли 13 томов Джека Лондона и 4 тома О Генри. Когда я прочитала Джека Лондона, моей мечтой было завести собаку, но в семье было 3 ребенка и мне не разрешали. Но я знала, что у меня все равно будет свой Белый клык. Сейчас-то я понимаю, что все мы родом из детства. Я даже на Чукотку ездила чтобы посмотреть прародителей хаски и настоящие гонки на собачьих упряжках.

- Насколько ваш бизнес прибыльный?

Мы не занимаемся массовой продажей щенков, поэтому наш бизнес вряд ли можно назвать прибыльным. Нам не помогает правительство, как многие думают. Собаки могут быть только самоокупаемым проектом. У нас есть экскурсии, обучающие программы для туристов и гонки. Деньги может принести кафе, которое около нас поставят, или домики для размещения гостей, а собаки — это не бизнес. В месяц мы тратим очень большие деньги на их содержание. Это и питание (около 35 тысяч рублей), медицинское обслуживание (ежегодная вакцинация), обработка от глистов, блох, клещей, плюс еще амуниция для собак: шлейки, ошейники, тапочки, попоны, карабины, потяги, пояса, велосипеды, самокаты, и , конечно, нарты.

- Как вы выбираете имена собакам?

Мы называем их по-разному, но у нас много имен от североамериканских индейцев. Индейцы — это те самые люди, которые живут в тесном общении с природой. Я заметила, что имя очень работает на собаке. Ее нужно называть так, чтобы ты в дальнейшем понимал, что принесет ее имя. У нас есть собака - Африк. У него около будки есть дерево, которому он делает хаски-дизайн и подгрызает так, что дерево превратилось в пальму. Имя работает — раз Африк, значит пальма.

- Расскажите забавную историю, которая с вами случалась...

Одному нашему хаски, его зовут Глу — исполнилось 8 месяцев и мы решили взять его с собой в экспедицию, чтобы он вкусил этой жизни и побегал за упряжкой. Пока мы готовились к походу, Глу оставили в машине с нашим запасами (едой, палатками, спальниками). Когда все дела были завершены, я залезаю в машину и вижу, что Глу сидит довольный. Оказывается, он раскопал общественную пайку мяса, кг на 8, и все съел. Так как собаке нельзя бегать после того, как она поела, мы два дня возили Глу с собой на снегоходных нартах. Через день в дороге случилась драка между собаками. Пока мы занимались ими, Глу привязали к нартам, поворачиваемся, а он съела еще одну пайку на 5 кг курицы. И опять катался на нартах довольный жизнью. Экспедиция ему очень понравилась!