Экс-главный архитектор Самары Виталий Стадников: Для жизни более пригоден центр и Победа

Сегодня, 30 сентября, в Самаре прошел первый день международного урбанистического форума в стенах СамГТУ. Архитекторы, реставраторы, археологи и специалисты в сфере градостроительства из России и Франции встретились, чтобы обменяться опытом по благоустройству городов мира, в том числе и Самары.

Бывший главный архитектор Самары, ныне замдекана в московской Высшей школе урбанистики Виталий Стадников вновь раскритиковал положение городской среды в Самаре.

«В Самаре наиболее привлекательны для жизни и стрит-ритейла центр города и улица Победа. Именно эти места сконцентрировали наиболее ходовые места для аренды и, соответственно, рабочих мест. Именно там, среда соразмерна человеку и именно туда, подсознательно, люди стремятся. Это вызывает нескончаемы пробки».

Строительство развязок и новых автомобильных дорог архитектор назвал неэффективным и отвлекающим деньги из экономики региона. Средством для создания современной среды в Самаре он назвал пешеходную инфраструктуру и развитие общественного транспорта.

Даниэль Андэрш, французский градостроитель из города Монпелье, рассказал собравшимся об опыте реновации городской среды на юге Франции. По мнению специалиста, жители имеют право заблокировать любой, даже самый амбициозный проект, если он не устраивает интересы общественности.

«Оживить городское пространство можно не только созданием инфраструктуры, которая стоит миллионы евро. Несколько лет назад, мы пригласили в город уличных художников, дали им краску и попросили разукрасить несколько домов. Так начался фестиваль, который уже в 5 раз стартует у нас».

Архитектор заметил, что его город недавно так же готовился к проведению футбольного чемпионата. Тогда удалось в масштабных работах остаться близким интересам горожан. Как оказалось, на солнечном юге Франции проблемы очень похожи на наши, самарские. Урбанисты озадачены «сшиванием» частей Монпелье, а ведь такая проблема свойственна и Самаре.

Главный архитектор Самарской области и замминистра строительства области Анатолий Баранников сообщил собравшимся о насущных проблемах градостроительства Самары, которая растет не за счет внутреннего развития, а новыми районами, такими как Крутые Ключи и Волгарь. Низкая обеспеченность жильем населения выталкивает много ресурсов на периферию, что не позволяет сформировать устойчивый центр города. Чиновник отметил, что строящийся сейчас Фрунзенский мост должен стать внутригородским, и необходимо запретить транзит для автотранспорта, следующего через Самару.

По итогам форума будут выработаны рекомендации к властям, для сохранения исторической среды в Самаре, на основе российского и международного опыта.