Этнографический диктант в Самаре: вопросы о Хитром Петре по-узбекски и якутском эпосе

4 октября в Самаре впервые прошел всероссийский этнографический диктант. Это не только мониторинг знаний, как писали в официальном анонсе события, но и привлечение внимания к многонациональности, как источнике силы России.

В нашем городе акция прошла на нескольких площадках. Корреспондент ProGorodSamara решил принять участие в диктанте и рассказать читателям, что же это такое, этнографический диктант.

У входа в самарскую областную библиотеку желающих проверить свои знания о народах России встречал грустный мужичок на лавочке в рваном спортивном костюме. Своим видом он намекал прохожим, что знание это свет, а незнание — тьма.

В фойе библиотеки наблюдалось необычное оживление. Студенты одного из городских колледжей толпились у стола регистрации.

- Ваше имя и возраст, - спрашивали организаторы. Собственно, это все, что требовалось для участия в этнографическом диктанте.

В зале, где шла сдача теста, места были заняты на четверть. Большую часть из 20-ти собравшихся составили студенты, которые пришли на мероприятие явно не из гуманитарных соображений, а по просьбе преподавателя. На большом телевизоре транслировался зацикленный проморолик диктанта, где диктор бодрым голосом повествовал об общей судьбе многонационального народа России, который бок о бок жил на протяжении веков.

Студенты не прониклись пафосом ролика, который им надоел после третьего повтора. Ожидая задания, они делали селфи и сонно сидели за столами. А парень в футболке с Дартом Вейдером пытался передразнивать голос из телевизора.

В лучших традициях средней школы строгий организатор потребовала сесть ближе и по одному за парту. Собравшимся строго-настрого запретили общаться и подглядывать ответы на вопросы о национальностях Российской Федерации. В противном случае, человека, пришедшего на диктант, могли выгнать с него.

За 45 минут предлагалось ответить на 30 вопросов этнографического содержания. По задумке авторов, они должны помочь прошедшему на диктант больше узнать и, возможно, ощутить гордость за Россию. И что это были за вопросы?

А вопросы были непростые. Такие могут поставить в тупик эрудированного человека. Наверное, немногие знают, что за такой диковинный чай, распространенный от Бурятии до Северного Кавказа, который по своей сытности может заменить завтрак, и какие ингредиенты нужны для его приготовления? Или как зовут фольклорного аналога южнославянского Хитрого Петра в Средней Азии? Разве только филологи могут знать, какой из языков на территории России имеет 80 падежей и занесен в Книгу рекордов Гиннеса. В общем — сложно и слишком энциклопедично. Было слышно, как в помещении скрипят мозги, ведь кто ж его знает, как называется якутский эпос, заткнувший за пояс «Илиаду» Гомера.

Нет, было, конечно, и что попроще. Все же знают, что хинкали - блюдо грузинское, а борщ — украинское. И что поляки - славяне, многие догадываются.

Парень в футболке с Дартом Вейдером, закончив тест, было радостно пошел сдавать, но строгие организаторы его остановили.

- Молодой человек, а почему вы не заполнили бланк для самопроверки, разве вам не интересно проверить свои знания о народах 4 ноября?

- Нет, - простодушно ответил студент.

Вот и понимай, что такое это «Нет» в отношении этнографического диктанта. То ли не интересны знания о народах России, то ли проверять просто не хочется.