В прокуратуре рассказали, как и для чего самарские чиновники скрывают свои доходы

15 декабря в Прокуратуре Самарской области рассказали о нарушениях закона в сфере государственной и муниципальной службы, в частности речь шла о тех, кто скрывает сведения о своих доходах. Информацию предоставил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции — Вадим Федорин.

- На протяжении нескольких последних лет ежегодно во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы. В ходе них мы проверяем достоверность предоставленных должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдение установленных запретов и ограничений, требований к служебному поведению. Проведение таких мероприятий позволило добиться снижения количества нарушений. Так, в 2015 году количество выявленных нарушений снизилось на 40 % по сравнению с 2014 годом. В текущем году тоже имеется положительная тенденция, однако год еще идет, поэтому о процентном соотношении говорить рано, - сообщил Федорин.

По словам правоохранителя, в 2016 году выявлено 361 нарушение законодательства о противодействии коррупции, связанное с неисполнением обязанностей, запретов и ограничений, из них 310 связаны с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, 19 — с не урегулированием конфликта интересов, 3 — с участием в предпринимательской деятельности, 9 — с наличием близкого родства с подчиненным лицом.
На сегодняшний день по вышеуказанным нарушениям органами прокуратуры внесено 116 представлений, по результатам рассмотрения которых 307 человек привлечены к дисциплинарной ответственности, из которых: 160 федеральных государственных служащих, 40 государственных гражданских служащих органов власти субъекта, 34 лица, замещающих муниципальные должности, 64 муниципальных служащих, 9 руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
Вадим Федорин отметил, что если раньше в этой сфере нарушения допускались по незнанию закона, то сегодня они чаще происходят умышленно. Впрочем, по данным представителя прокуратуры, несоблюдение чиновниками запретов и ограничений на службе сейчас сведено к минимуму. В настоящее время такие нарушения носят единичный характер.
Например, прокуратурой Промышленного района установлено, что ведущий специалист отдела по взаимодействию с представительными органами администрации района Борисова является учредителем и директором коммерческой организации. В ходе рассмотрения данного представления прокурора Борисова уволилась по собственному желанию.
Особое внимание уделяется органами прокуратуры выявлению фактов конфликта интересов на службе. Здесь можно привести в пример сразу 3 истории с больницами.
Так, главным врачом ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» Пивоваровым заключены 9 контрактов на общую сумму более 600 тысяч рублей с его родной сестрой, зарегистрированной в качестве ИП.
Главврач ГБУЗ СО «Сызранская центральная районная больница» Маклаков договорился на поставку товаров на общую сумму 476 тысяч рублей с организацией, учредителем которой является он, а директором — его жена. Помимо этого в учреждении ведущим экономистом была трудоустроена дочь Маклакова, находящаяся у него в непосредственном подчинении, что запрещено законодательством о противодействии коррупции. При этом доплата за интенсивный труд ведущего экономиста ежемесячно составляла 450 % от оклада.
Главный врач ГБУЗ «Тольяттинская детская городская больница № 1» Вишнякова с организацией, директором и учредителем которой является супруг ее дочери, заключила 3 государственных контракта на общую сумму около 200 тысяч рублей.
В настоящий момент все указанные должностные лица уволены по основанию «утрата доверия».
На сегодня факты непредставления госслужащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера практически отсутствуют. Лишь в ГУ МЧС Самарской области выявлено 2 факта незаконного непредставления служащим подобных данных.
При этом, выявляются факты, когда чиновники представляют недостоверные данные о своих доходах и расходах. Чаще всего не отражают в справках — все виды доходов, также денежные средства,находящиеся на счетах в банках. Если сумма, которую должностное лицо забыл указать в своем отчете, превышает 10 тысяч рублей, то тогда начинается проверка законности.
Так, в УФССП по Самарской области установлено, что судебный пристав-исполнитель ОСП Самарского района в справке о доходах не отразил сведения о деньгах, находящихся на счетах в банке на общую сумму 1 миллион рублей и доход от указанных вкладов на 43 тысячи рублей. По результатам рассмотрения представления прокуратуры пристав уволен в связи с утратой доверия.
Консультант управления финансового обеспечения службы мировых судей области не представила сведения о доходе, полученном супругом в размере 1,3 млн рублей. Представление прокуратуры по данному факту находится на рассмотрении.
Аналогичные проверки проводятся и в отношении лиц, замещающих муниципальные должности. Например, прокуратурой Куйбышевского района выявлены факты предоставления депутатами Совета депутатов района недостоверных сведений о доходах и расходах.
Так, депутат Кудряшов не представил информацию о денежных средствах в размере 3,5 млн рублей, находящихся на его счетах в банках. В адрес председателя Совета депутатов внесено представление. Кудряшовым его полномочия прекращены досрочно в добровольном порядке.
Сведения о расходах также проверяются. Так, к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора привлекли работника ИК-29, который утаил свои сведения о расходах, а сам в отчетном периоде приобрел в собственность жилой дом с земельным участком стоимостью 2,5 млн рублей, которая превышает общий доход данного лица и его супруги за три года, предшествующих сделки. Установлено, что недвижимость приобретена на субсидию от ГУФСИН, в связи с чем основания для инициирования процедуры контроля за расходами отсутствовали.
Федорин отметил, что в случае, если скрыты доходы или расходы, оформленные незаконно, то проверяется каждая сделка, совершенная нарушителем за отчетный период. В рамках проверки может также проводиться оперативно-разыскная деятельность сотрудниками полиции.