Все, что вы хотели знать о ценах на бензин

1.         Из чего складывается цена на бензин? 

2.         Какие факторы влияют на его рост? 

3.         Сейчас цены удерживают, ожидать ли нового роста в будущем и на сколько? 

4.         Посему такая разница в цене по России, у соседей? (Например, Ставрополье) 

5.         Можно ли говорить про монопольный сговор?

1. Примерная структура розничной цены бензина АИ-92 приведена в таблице. Это данные Росстата. Вкратце по основным статьям:

- около 40% (38,6%) приходится на стоимость сырья, в основном этот нефть. В том числе НДФЛ (государству).

- около 20% - это акцизы на топливо (государству).

- около 14% - это НДС (государству).

Все вместе – это около 73,5%. Остальные 26,5% - это транспортные и реализационные издержки, а также прибыль АЗС, оптового звена и НПЗ.

2. Спрос и предложение сейчас на розничные цены не влияют, так как они сбалансированы. Основные факторы, повлиявшие на рост цен:

- снижение экспортных пошлин в два раза полтора года назад дало старт росту биржевых и оптовых цен на бензин до ценового паритета внутренних и внешних цен.

- регулярный рост ставок акцизов на моторное топливо постепенно «съел» прибыль АЗС, так как оптовые цены росли, а розничные сдерживались.

- обычно рост цен на нефть компенсировалась ростом курса рубля, в результате чего стоимость сырья для НПЗ оставалась стабильной. Однако в этот раз ЦБ и Минфин не дали укрепить рубль, хотя цена нам нефть значительно выросла. В результате бюджет получил дополнительные доходы, но стоимость сырья для НПЗ (в рублях) выросла. А после обвала рубля в начале апреля из-за санкций против «Русала», выросла почти в полтора раза. Вот с этого момента розничные цены стало невозможно сдерживать. С окончанием выборов президента в этом к тому же отпала необходимость. Вот цены на заправках и поперли в гору.

3. Сейчас оснований для продолжения роста цен нет: цены на нефть стабилизируются, курс рубля стабилен, акцизы с 1 июня снижены на 3000 рублей на тонну бензина (2,2 рубля на литр) и на 2000 рублей на тонну дизельного топлива (1,7 рубля на литр), экспортные пошлины пока не снижаются. Дальнейшее продолжение роста цен возможно в ситуации:

- роста стоимости нефти при слабом рубле.

- падении курса рубля при стабильной нефти.

- снижении экспортных пошлин в рамках налогового маневра. В этом случае цены на топливо могут сравняться с европейскими, где бензин стоит около 100 рублей за литр.

То есть – все рычаги воздействия в руках правительства, если оно захочет, то роста цен не будет.

4. Разница цен в различных регионах РФ зависит от: 

- расстояния до производителя (до НПЗ), так как транспортные издержки могут быть достаточно высоки, особенно для удаленных регионов.

- аппетитами посредников, так как АЗС редко получают топливо непосредственно с НПЗ. Оптовые цены, к примеру, почти в 2 раза выше официальной цены производителя. Но в эту разницу входят еще НДС и акцизы. Ставка НДС у нас 18%. Акцизы составляют порядка 20% в розничной цене бензина. Так что посредникам остается не так уж много. 

- аппетитами АЗС, которые, впрочем, ограничены высокой конкуренцией на рынке: водители часто предпочитают где дешевле при сравнимом качестве бензина.

- уровня покупательской способности населения и автохозяйств. Поэтому, в частности, в Москве и поблизости цены выше, чем в соседних регионах, несмотря на близость Московского НПЗ.

5. Говорить про монопольный сговор можно – мы живем в свободной стране, - но не нужно. Не обязательно объяснять заговором то, для чего есть объективные причины. В этом году бензин подорожал не только в РФ, а почти везде. Основная причина – рост стоимости нефти. Нефть – основное сырье для бензина. В РФ нефть составляет до 80 % себестоимости производства бензина или до 40% розничной цены. Остальное – в ответе на вопрос 2.

Подробнее рассмотреть данную тематику и задать интересующие вопросы вы сможете на бесплатном семинаре АО ФИНАМ — http://samarainvestpark.ru/investiczionnyij-klub.