Путешествия по самарской области
Забытые уголки Самарского края: путешествие в село Аскулы
История села цепляет так же, как мифы о «шишигах» , «леших» и других существах в этих краях. Живет ли там кто-то ещё и какую историю хранят в себе стены местных сооружений - расскажем в нашем материале
Этой зимой, совместно с клубом «Тайные Тропы», мы отправились к забытому селу в географическом центре Самарской Луки – Аскулы.
Участники путешествия
В путь мы отправились втроем, по своей инициативе. Силами каждого из нас мы создали проект, цель которого - знакомство жителей Самарской области с удивительными местами, которые их окружают.

Подготовились мы как положено: изучили информацию, взяли теплую одежду, горячий чай, перекус, съемочную аппаратуру и готовность к приключениям.
Мария Лукиенко
Старший контент-маркетолог портала ProGorodSamara.ru
С чего все начиналось
История села начинается в начале XVII века по письменным упоминаниям. Но с уверенностью можно сказать, что люди поселились в Аскулах гораздо раньше.

Заселение людьми Самарской Луки началось с каменного века. Земля хранит в себе следы срубной культуры, финно-угров, савроматов, именьковцев, славян, булгар и т.д. Сохранилось много селищ и городищ буквально возле каждого оврага. Часто современные села стоят на местах, обжитых различными культурами многие века.

Что интересно - так это то, что только с освоением этих земель Русским Царством их названия начинали появляться в письменных документах. Так что существует большая вероятность того, что, перепахивая свой огород, аскульский дачник может найти бронзовый инструмент или золотоордынскую монету.

*На фото - Река Аскула на карте Адама Олеария
Река Аскула на карте Адама Олеария
Само название Аскулы, наиболее вероятно, тюркоязычное и означает «нижняя вода», потому что весной Аскульский овраг превращается в бурный ручей из-за талого снега. Впервые топоним Аскула встречается на карте Адама Олеария. Поэтому, проплывая по Волге в 1636 году, он назвал Аскульский овраг речкой Аскулой.
По археологической карте Симбирской губернии Поливанова 1900 года можно увидеть, что в Аскулах находили монетный клад. В описании говорится:

«Близ с. Аскулы найдено 2 1/4 пуда русских медных монеты XVIII и XIX ст.»

Начало большой дороги
Путь наш начался от Соснового Солонца по покрытой снегом грунтовой дороге.
Оренбургский почтовый тракт на старинных картах
Когда-то здесь проходила главная дорога Самарской губернии - Оренбургский почтовый тракт. По территории Самарской Луки тракт проходил от переправы из Самары через Рождествено, Новинки, Шелехметь, Аскулы, Сосновый Солонец, Валы до переправы через Усу в Жигулях. Улица в Аскулах, по которой шел тракт, так и называется – Большая Дорога.

Она служила так же и большим торговым путем, поэтому населенные пункты, стоящие на ее протяжении, всегда процветали. В январе 1855 года открыли левобережный вариант почтового тракта, а по старому стали гнать, в основном, заключенных в Сибирь. На окраине Аскул стояла тюрьма для ночлега каторжников. Так, перенос большой дороги стал одной из главных причин опустошения села.
Зимой дорогу в Аскулы не чистят, да и летом по ней можно проехать только в сухие дни. Немногочисленные местные жители передвигаются к селу и из него на снегоходах или лыжах. Помимо местного населения, здесь любят погонять на снегоходах и любители экстремального отдыха. Так что нам повезло - дорога была утрамбована и выдерживала нас. Правда, без сюрпризов в виде рыхлого снега не обошлось, и мы неоднократно проваливались.
Парадоксально: от шумного Жигулевска до Аскул менее 30 км, но складывается ощущение, что все 300.
Отойдя несколько сотен метров от Соснового Солонца, мы услышали настоящую звенящую тишину. Далёкий собачий лай и хруст снега под ногами только подчеркивал её и придавал особый уют отдаленным от цивилизации местам. Парадоксально: от шумного Жигулевска до Аскул менее 30 км, но складывается ощущение, что все 300. Поистине заповедное место! Всего дорога от Соснового Солонца до Аскул тянется 4 км. Первая треть – спуск в овраг Тайбакский, где по местным легендам обитает особая нечисть – «шишиги». Поговаривают, что в старину они неоднократно пугали и всячески разыгрывали случайных путников. Правда это или нет — решать вам. А пока что Илья расскажет одну загадочную историю...
Легенды Тайбакского оврага
Как-то раз, во время майских праздников, организовывали мы поход по центральной части Самарской Луки. Из Соснового Солонца мы спустились в Тайбакский овраг и пошли в его верховья. Стоит упомянуть, что дело было утром, а ночью перед этим прошел сильный ливень. В 5 км от Соснового Солонца шла дорога на холм, на обочине которой виднелось русло ночного ручья.
Легенды Тайбакского оврага
В грязи я заметил свежие отпечатки босых человеческих ног. Будто прямо перед нами кто-то прошел по этой дороге. Следы были небольшие, размера 36-37 - явно женские. Стало очень любопытно: кто ходит по весенней холодной грязи босиком в 5 км от ближайшего населенного пункта? В общем, поудивлялись и пошли дальше по маршруту. К вечеру поход завершили, многие дороги изучили, но остался еще один неисследованный участок, куда мы отправились спустя три дня.
Легенды Тайбакского оврага
По иронии погоды, ночью снова пошел сильный ливень и смочил почву. Начало маршрута опять проходило через верховья Тайбакского оврага. И вновь на том же месте были свежие человеческие следы! На этот раз я один и сфотографировал. Да, они были именно свежие, ибо ночной дождь размыл тут все, оставив наплывы грязи на дороге, по которым они и тянулись. Сразу появилась масса вопросов, главный из которых – кто это был?! Конечно, наиболее вероятно, что это какая-то отшельница или странный сельский житель, но невольно вспоминаешь легенды о шишигах и задумываешься: «А вдруг?..»
Left
Right
Кстати, сам Тайбакский овраг назван так из-за располагавшейся возле него чувашской деревни Тайбахтины (другие названия — Тайбухтина и Безводовка). В XIX веке братья Орловы из неё переселили людей в Александровку.

После спуска последовал крутой подъем. Он пролегал через березовую рощу. Овраг был будто границей между мирами. Позади осталась цивилизация, а впереди – царство природы, где люди были лишь редкими гостями.

Чуть позже подъем кончился и началась пологая дорога — еще чуть-чуть и будут Аскулы, ура! Мы успели слегка устать, но оставались полны энтузиазма. Кстати, по пути мы увидели яблоню с уцелевшими яблоками! Удивительный случай в не менее удивительном месте.
Вскоре показались крыши первых домов. Село нас встретило большим деревянным крестом на въезде и табличкой «Богом благословенные Аскулы чудотворный источник» - местный священник отец Иов поставил. Кстати, Аскулы – единственный населенный пункт в Самарской области, который не имеет дорожного указателя.
Первый дом на улице – дом священника. Судя по занесенному сугробами двору и закрытым воротам, в нем сейчас никто не живет. Жаль, а ведь перед поездкой мы изучали информацию о селе, где говорилось, что отец Иов - отличный собеседник.

Вдоль Большой Дороги стояли редкие законсервированные на зиму и заброшенные домики. Улицы засыпаны сугробами, и только заячьи и лисьи следы петляют между огородами.
Новая церковь рядом с фундаментом старой
В центре Аскул до 1930-х годов стояла деревянная церковь Казанской Божьей Матери. В начале советского времени в ней сделали клуб, а потом и вовсе снесли. Вероятно, церковь носила такое имя благодаря источнику, который располагался метрах в двухстах от нее по улице Заовражная в самом овраге. По легенде, там трижды являлась икона Казанской Божьей Матери.

Именно поэтому на старых картах Аскулы носили название церкви – село Богородское. Сейчас на месте источника расположен облагороженный колодец с часовней, и это все построил священник отец Иов собственноручно. К сожалению, мы не смогли туда пробраться из-за очень глубоких сугробов.

Рядом с фундаментом старой стоит новая церковь святого Архистратига Божия Михаила, которую так же собственноручно построил отец Иов в 2000-х годах. Говорят, он сам закупками стройматериалов занимался, сам перевозил их сюда и сам строил. Конечно, священнику помогали внуки, которые жили с ним.

Вообще, издревле, в одном селе мирно уживались представители трех религий: староверы, православные и молокане.
Чуть дальше церкви, слева от дороги, стоит главная достопримечательность – Чукин дом. Сейчас все называют его домом купца Андрея Чукина, но, по версии известного краеведа Юрия Константиновича Рощевского, Чука – это уличное прозвище, означающее ум, а "чукавый" человек – это ладный, догадливый, замысловатый. Настоящее же имя купца – Андрей Михайлович Кривов.

Купца в селе очень любили и уважали. Придя в Аскулы ни с чем, он своим трудом заработал себе состояние и стал богатейшим жителем. Дом ему возводили всем селом, построив неподалеку небольшой кирпичный завод для этого. На некоторых кирпичах отчетливо прослеживается клеймо «КС». По самой правдоподобной версии, оно расшифровывается «Кривов Самойлов». Неподалеку от Чукина дома в те времена жил еще один богатый крестьянин, Александр Сергеевич Самойлов. Возможно, он был совладельцем кирпичного завода, поэтому кирпичи носили двойную фамилию.
На первом этаже дома Чукин держал магазин, а на втором жил вдвоем с сестрой. Жили они скромно и часто помогали нуждающимся: давали в долг хлеб, не надеясь на возврат, подкармливали вкусняшками местных детей. В годы репрессий Андрея Михайловича раскулачили, и с тех пор его судьба неизвестна. Вероятно, умер где-то в ГУЛАГе. Сестра его еще долго жила в селе и была желанным гостем в любом доме.

С трудом протиснувшись внутрь, мы оглядели руины изнутри. На потолке дома сохранилась лепнина, стены исписаны вандалами и все полы перекопаны кладоискателями. На второй этаж лестниц нет, но, если постараться, можно вскарабкаться по балке. Внутри дома мы устроили небольшой перекус.

Внезапно мы услышали лай собаки....Собака? В безлюдном месте? Со второго этажа дома мы увидели мужчину и женщину на параллельной улице. Люди! Ура! Закончив перекус, мы отправились знакомиться. Встретили нас радушно, да и в жителями повезло - они оказались практически местными, так что про Аскулы рассказали много интересного. Разве что попросили не снимать и не указывать имена. Так что всё инкогнито, но очень интересно!
— Скажите, пожалуйста, сколько сейчас в Аскулах зимует людей?
— Две семьи и один бездомный мужчина. Одна семья – мы, а вторая вон там, на самом конце Задуваловки живет. Кстати, очень интересная семья, но вы к ним вряд ли проберетесь по сугробам пешком. Мужчина уже давно живет в одном из заброшенных домов. Летом, конечно, здесь народу побольше – дачники, в основном. 4 года назад еще и батюшка жил.
— А где сейчас батюшка? Мы надеялись с ним побеседовать, но дома его нет.
— Он умер года 4 назад. После его смерти дом так и стоит нежилой. Раньше приезжали паломники к нему на службу. Мы только первую зиму здесь зимовали. Тогда в селе 4 пожара было. Бабушка одна жила долго с зимовками в конце Заовражной улицы. В тот же год она умерла, а дом ее сгорел. Старожилов мало осталось - 4 человека, но их на зиму увозят дети.
— Неожиданно и грустно... Очень жаль. Церковь сейчас функционирует?
— За лето, наверное, приезжали один раз. Сосновский батюшка службу проводил. Стоят пустые и церковь, и дом. У отца Иова сын, дочь, внуки остались.
— Как зимующие люди передвигаются по селу? Ведь здесь даже нет ни одной тропинки.
— На лыжах или снегоходе. Но снегоход сейчас только у нас, поэтому стараемся помогать другим по необходимости. В основном, люди запасаются на зиму продуктами и редко выходят за пределы своего участка.
— На сколько мы знаем, в Аскулах нет магазинов. Где вы берете продукты и предметы первой необходимости?
— В Сосновый доезжаем на снегоходе. Кто-то на лыжах ходит. Да нам много и не нужно: хлеб и так, по мелочи. Когда дороги нет, хлеб сами печем. Много продуктов выращиваем в своем хозяйстве: мясо, овощи – все свое.
— Если вдруг кому-то станет плохо, как здесь обстоят дела с медицинской помощью?
— А никак. В том году председатель получил снегоход. Но когда нужен срочно транспорт, вряд ли его дождешься. Был стационарный телефон на улице, но я не знаю, работает ли он. Необходимости в нем нет. У нас сотовая связь здесь немного ловит, а в низине - нет. Поэтому и говорят, видимо, что аномальная зона у нас - покрытие не везде хорошее. Приходится надеяться только на себя.
— Как вы считаете, почему такое когда-то большое и процветающее село сейчас пришло в упадок?
— Старожилы умирают, а молодые все в город стремятся. Раньше колхоз был, бульдозер дорогу чистил, а сейчас развалили все. Да и приезжие не могут здесь землю купить для хозяйства. С национальным парком договориться не могут. Получается, что притока никакого, только отток.
— Почему вы сами живете здесь и не переедете в город?
— Мы, наоборот, переехали из города. Зимуем здесь четвертую зиму. Я уже на выслуге – отработала свое. Отдыхаем от городской суеты. Но, знаете, по правде сказать, с нашей пенсией-то особо не отдохнешь, поэтому работаем, ведем хозяйство, чтобы как-то выживать.
— И заключительный вопрос - в интернете есть много информации о том, что Аскулы – аномальное место. Шишиги, миражи, круги на полях. Вы, как местный житель, встречались с чем-нибудь таким?
— Нет, мы с таким не встречались. В село на лето приезжает одна местная жительница, и к ней тоже однажды обратились с таким вопросом. Она ответила так: "Я знаю здесь только две шишиги: моя старшая сестра и вот там еще соседка. Больше здесь нет шишиг." А круги на полях интересно, конечно. У меня в этом году даже на арбузах были интересные рельефные рисунки. На самом деле, сказки это все. Лисички бегают, зайчики бегают, куропатки летают, но не шишиги.
Попрощавшись с местными жителями, мы выдвинулись в обратную сторону. Скоро начнет темнеть, а значит, пора покидать это тихое, всеми забытое место. Не верится, что село с такой богатой историей сейчас доживает, возможно, свой последний век. Все те вольные казаки, беглые крестьяне, которые жили здесь по соседству с коренными мордвой и чувашами, остались в XVII веке. ХVIII век стал переломным, ведь тогда до этих земель добралась власть, и Екатерина II подарила всю Самарскую Луку своему фавориту графу Орлову.

В XIX веке братья Орловы хозяйничали здесь. К началу XX века Аскулы были волостным центром с населением более двух тысяч человек, имея более пятисот дворов. У села проводились крупнейшие в этих краях ярмарки, куда съезжались крестьяне со всех сел Самарской Луки. Аскулы стали приходить в упадок с Первой мировой войны, когда не вернулись многие ушедшие на фронт. Голод 1920-х и 1930-х годов сильно скосил население.

Затем вмешалась Вторая мировая война, забрав большинство трудоспособных мужчин. После войны нужны были рабочие руки для строительства Волжской ГЭС и города Тольятти, из-за чего произошел очередной отток молодежи. При Хрущеве Аскулы получили статус «неперспективной деревни», и с тех пор село медленно вымирает.
С такими размышлениями мы дошли до окраины села. Вот и дом священника смотрит на нас своими пустыми окнами. Когда-то в них горели огни. В начале XX века в селе жил Андрей Михайлович Кривов, который стал легендарной личностью благодаря своей доброте и трудолюбию. Спустя 100 лет и отец Иов завоевал этими качествами к себе не меньшее уважение. Умер он 26 ноября 2015 года в возрасте 80 лет и похоронен в Аскулах. Несомненно, глядя на результаты его трудов, о нем будут вспоминать еще долгие годы, а может быть, и века.

К сожалению, сам я имел честь только мельком встретиться с батюшкой и его внуками в далеком 2012 году, но эту встречу я запомнил на всю жизнь. Тогда мы с товарищами совершали длинный велопоход, маршрут которого проходил через Аскулы. Запасы воды были на исходе, и мы направились к колодцу у дома священника, чтобы пополнить их. Встретил нас доброжелательно отец Иов с двумя внуками. Узнав о том, что мы путешествуем по Самарской Луке на велосипедах, они угостили нас большим пакетом вкуснейших яблок. До сих пор с благодарностью вспоминаю тот случай.
— Илья Колчин
Когда мы спускались в Тайбакский овраг, Солнце заходило вместе с нами. С холма, на котором расположено село, открывался прекрасный вид на закат. В сам овраг мы спустились уже в сумерках, надеясь встретить там шишиг и взять у них интервью, но, к сожалению, шишиги оказались сказкой, а тишину нарушал только хруст снега под ногами. На небе стали быстро зажигаться звезды, подсвечивая нам путь. С собой были фонарики, но зачем они, если все видно? Так, под свет звезд и окон домов в Сосновом Солонце мы и дошли до машины. Замерзли ужасно, но это приключение того стоило.
Автор материала, идея, подготовка маршрута: Илья Колчин
Съемка и монтаж видео: Богдан Зиновьев
Фото и вёрстка материала: Мария Лукиенко
Made on
Tilda