«Умрем с голодухи»: Самарские пенсионеры роются в помойках в поисках куска хлеба

Пенсионеры Самары вынуждены рыться в мусорных контейнерах, чтобы не умереть с голоду. Они рады и куску хлеба, и объедкам с чужого стола. А если «удача улыбнется», и они успеют ухватить просроченные товары, которые выкидывают сотрудники продуктовых магазинов, значит, дома будет пир.
По словам постоянного клиента мусорных контейнеров 74-летней Клавдии В., иной раз она успевает урвать даже сосиски. Однако, где она «отоваривается», бабушка не сказала. Боится конкуренции.

- Мы караулим, галопом бежим, когда сотрудники магазина понесут еду на утилизацию. Иногда даже и сосиски, и колбасу, и рыбу, и мясо получается ухватить. Но народу, конечно, много собирается у контейнеров. Каждый пытается унести, как можно больше, порой приходится почти полностью погружаться в контейнеры, - жалуется Клавдия. - Дома ждет дед – он тоже есть хочет. Поэтому, когда я ухожу ни с чем, не найдя просрочки, то иду к обычным контейнерам, там тоже что-то можно найти, черствый хлеб, например. Не умирать же с голода. Наши дети разъехались по разным городам, создали свои семьи, о нас и не вспоминают. Конечно, зачем им старики. А нашей пенсии хватает на лекарства, да на квартплату, на похороны копим деньги.

В основном пенсионеры «орудуют» поздним вечером, чтобы никто не увидел их лиц – стыдно.

- Возле дома №8 по улице Аэродромной каждый вечер кто-то лазит по контейнерам. Частый гость – мужчина с сынишкой лет шести. Пока отец достает из баков пакеты с отходами, мальчик что-то палкой ворошит. Конечно, такие люди вызывают у меня жалость, никак не отвращение. Они пытаются выжить любой ценой, раз на них «плюнули» власти, - говорит местный житель Артур Я.

Некоторых же горожан неимущие люди пугают.

- Честно, иной раз при виде капающихся в мусоре людей, становится страшно за свою жизнь. Контейнеры, которые находятся неподалеку от нашего дома, стоят между детской огороженной площадкой и домом. Зимой узенькая тропинка. И когда вечером идешь домой мимо этих баков, а там роются мужчины явно без определенного места жительства, опрокидывают их, возникает чувство страха. Мало ли, вдруг они отберут сумочку или пакет с продуктами или, что еще хуже, набросятся и сорвут, к примеру, золотую цепочку или серьги. И с каждым годом бомжей становится все больше и больше. В общем, я считаю, что нужно принять меры, чтобы остальным гражданам было безопасно проходить мимо контейнеров, - говорит Людмила И.

Многие самарцы считают, что магазинам стоило бы выставлять продукты, у которых истекает срок годности, в специальных тележках, чтобы неимущие люди могли их взять. Однако сотрудники сетевых магазинов говорят, что это незаконно.

- Передача товара с истекшим сроком годности третьим лицам невозможна. Это незаконно. Товар в обязательном порядке необходимо утилизировать, - прокомментировал представитель одного из сетевых магазинов.

Ни себе ни людям

На днях член комитета Госдумы по труду и соцполитике Сергей Вострецов предложил бесплатно раздавать людям продукты накануне истечения срока годности. По словам парламентария, такая практика существует во всем мире, ее следует внедрить и в России, поскольку было бы выгодно и торговым сетям - для них это стало бы социальной рекламой. Также он считает, что государство должно предоставлять налоговые льготы компаниям, которые решатся на подобный шаг. Мол, необходимо поощрять торговые сети, чтобы они раздавали продукты и не хитрили, не переклеивали наклейки.

Фудшеринг

За границей, а также в Москве и Санкт-Петербурге действует проект «Фудшеринг», в основе которого идея рационального использования продуктов питания. Адепты фудшеринга выступают за то, чтобы продукты еще годные к употреблению не выкидывались, а отдавались малоимущим. Обычно организуются небольшие пункты приема-раздачи, где каждый желающий может взять то, что ему нужно. Пользуются популярностью паблики в соцсетях «Фудшеринг. Отдам даром еду». Там люди делятся друг с другом продуктами питания с не истекшим сроком годности. Несколько лет назад аналогичное сообщество организовали и в Самаре. Но развития оно не получило – делится едой никто не захотел.

Пища Жизни

В Самаре активно работает благотворительный фонд «Пища Жизни». Это добровольческое движение, занимающееся социальным служением людям, нуждающимся в помощи и поддержке. Волонтеры фонда раздают горячие обеды по субботам в 13:00 в сквере Авиаконструкторов на улице Физкультурной 31В. К примеру, только за 2017 год они накормили 632 797 человека. В 2018 году раздали 17 тысяч 260 порций горячих обедов и 1460 угощений. Но не все могут добраться до этого места, поэтому сейчас активисты «Пищи Жизни» открыли сбор средств на покупку пищемобиля, цена которого – 1540000 рублей. На нем волонтеры могли бы побывать сразу в нескольких точках города. А это, соответственно, в несколько раз больше тех, кому была бы оказана помощь. К слову, волонтеры благотворительного фонда также стараются развозить продукты нуждающимся, поддерживает многодетные семьи и центр помощи женщинам «Ты не одна».

- В ноябре 2018 года «Пищи Жизни» в Самаре исполнилось четыре года. Сейчас у нас около 45 постоянных волонтеров. Кормим вегетарианской пищей: щи, борщ, гречка с овощами и сыром, рис с овощами, напиток, хлеб. Готовит для нас кафе-столовая «Семь вкусов». За один раз обычно мы раздаем около 250 обедов. Это с учетом того, что многие просят положить им с собой. За горячей едой приходят и мужчины и женщины. В основном, всем им за 50. Но и студенты, и молодые люди также приходят за горячим. Мы же кормим всех. Наш девиз «Чтобы не было голодных». Также мы развозим еду малообеспеченным семьям. Ко всему прочему мы помогаем продуктами фонду «Домик детства». А на Новый год раздавали мандарины, - рассказывает руководитель проекта Наталья Дерюжова.

Благотворительный обед в храме

Также нуждающиеся жители Самары могут отобедать в храме Смоленской иконы Божией Матери на Хлебной площади по субботам и вторникам в 11 часов дня. Получить благотворительный обед может каждый.

Прожиточный минимум

Отметим, в 2019 году прожиточный минимум пенсионера в Самарской области — 8413 руб. Этой суммы многим не хватает даже на еду.