“Мой танк подбили под Рейхстагом»: самарский Герой Советского Союза рассказал о Победе

Тысячи уничтоженных самолетов и танков, миллионы раненых и погибших, дети, оставшиеся сиротами и родители, потерявшие своих детей — такой ценой досталась нам Победа. День, когда над Рейхстагом водрузили знамя Победы был самым счастливым в жизни миллионов людей. А как встретили этот день в Германии? Об этом нам рассказал Герой Советского Союза Владимир Чудайкин.

- Владимир Иванович, где вы встретили Победу?
- 1 мая 1945 года мой танк подбили под Рейхстагом. Это был уже мой третий подбитый танк - в первом заживо сгорели четверо человек, во втором двое, а в третьем несколько человек, в том числе и я, были ранены. Ранение былоне тяжелым, но, тем не менее, меня поместили в госпиталь в Германии, а уже 2 мая в Берлине закончилась война. А официальным днем, когда все боевые действия прекратились считается 8 мая — до этого дня бои еще шли в Чехословакии.
- Какие чувства тогда были?
- Если честно, то я не сразу поверил в нашу победу. Слишком долго и тяжело мы воевали и победа была для нас чем-то призрачным и недоступным. А потом, когда действительно поняли, что все закончилось, то нашей радости не было предела! Все — раненые, ходячие и даже лежачие, которые просто сползали со своих кроватей — все мы высыпали на улицу и начали кричать «ура», обниматься и плакать от счастья. А чуть позже меня ждала еще одна неожиданная и приятная новость — мне присвоили звание Героя Советского Союза.
- Как долго пробыли в госпитале после Победы?
- Недолго, всего две недели. Я оттуда сбежал — надоело мне лежать. Увидел проезжающую мимо машину моей части и запрыгнул на нее. Как на меня ругались — страшно вспомнить. Говорят, что даже в розыск объявили.
- Когдааа из Германии уехали?
- Только в 50-ом году. Все этого время я там служил.
- Какая обстановка была у немцев после нашей победы?
- Они народ очень дисциплинированный. Если в Польше наши солдаты боялись выходить на улицу, потому что ненавидели всех русских, то в Германии такого не было. К нам относились как к обычным людям, ничего особенного. Но, естественно, мы тоже лишний раз старались не привлекать к себе внимания. Мы победили фашизм — и это было главное.