Самарским учителям запретили пользоваться иностранными программами и сервисами

Факт: 22 октября сотрудникам «Дневного пансионата – 84» в Самаре запретили пользоваться целым рядом иностранных сервисов и программ. Самые популярные из них – мессендежеры Viber и WhatsApp, почта Gmaill от Google, Skype, а также социальные сети Twitter, Facebook и Instagram. Всего в запретном списке более 20 пунктов. В департаменте образования утверждают, что подобное ограничение позволит предотвратить утечку внутренней информации. У меня один вопрос – куда?

Конспирологический домысел: аналогичные запреты скоро начнут действовать по всей стране, а в Самаре эту меру ввели в виде эксперимента. В конце концов, даже действие закона о суверенном Интернете сначала проверят в отдельных регионах. Так что все эти запреты на иностранный софт – очередное закручивание гаек.

Немного здравого смысла: сотрудники учебных учреждений – слишком малочисленная контрольная группа. Да и запрет распространяется только на служебную переписку. И нет, я не поддерживаю такую инициативу. Я вообще не вижу смысла в подобных запретах. В любом случае, перекрывают воздух зарубежным сервисам не по политическим, а экономическим причинам.

Российские бренды по разным причинам не могут самостоятельно конкурировать с медиа-гигантами, поэтому для них приходится создавать более комфортную среду. Но я что-то сомневаюсь, что именно в этом причина частичного запрета использования учителями иностранных сервисов.

Что за этим стоит на самом деле – время покажет. Ведь если для простых граждан все эти программы и приложения – лишь средство обмена информацией, то для политиков и маркетологов – постоянно обновляющаяся база данных об интересах и предпочтениях миллионов людей. Рекламные алгоритмы соцсетей сами предлагают вам, что купить и за кого проголосовать. Это не мрачное киберпанковое будущее, это реальность.

Facebook – наиболее агрессивная социальная сеть из всех. Её алгоритмы постоянно изучают поведение и интересы своих пользователей. Официально – чтобы люди получали только интересующую их рекламу. Неофициально – для организации политической пропаганды. Конспирологи утверждают, что победу Дональду Трампу на выборах президента США в 2016 году принесла уникальная рекламная кампания, проведённая, в том числе, с помощью алгоритмов Facebook. Аналогичные маркетинговые алгоритмы работают и в Twitter`e с Instagram`oм. Но важнее другое: системы могут следить за тем, куда ходят пользователи, на основании данных с их смартфонов.

Если вы уже пышите праведным гневом – умерьте пыл. Этим занимается и ВКонтакте, и Яндекс, и прочие отечественные компании. Так сейчас устроен бизнес: за потенциальными покупателями следят все. Разумеется, можно надеть шапочку из фольги и выбросить свой смартфон. Но тогда вы будете не лучше тех, кто вводит безсмысленные запросы. Отечественным компаниям нужно создавать среду, в которой можно конкурировать с иностранными медиа-гигантами, а не монополизировать рынок.