Известный самарский журналист рассказал о чрезвычайном происшествии на Арцыбушевской

На Арцыбушевской случилась трагедия. Стена одного старинного дома под номером 126 упала на соседний дом 128. К счастью, никто не погиб.

Пока не начались разные спекуляции по поводу произошедшего, хочется объяснить его причины (как я их вижу по открытым источникам).

Для начала. Арцыбушевская - самый неблагополучный район исторической Самары. Это её окраина. Вечно пыльная и шумная дорога. Мало исторических домов с удобствами. Кругом активно ведётся высотная застройка, что не добавляет уюта. Поэтому многие владельцы квартир в ожидании расселения сдают их. Часто мигрантам, которые работают на Губернском рынке и вокруг него. Поэтому сравнивать историческую застройку Арцыбушевской и, например, Молодогвардейской или Чапаевской точно не стоит. Мы с "Том Сойер Фестом" в район Арцыбушевской и Полевой даже не думали соваться. Тут нужны совсем другие решения для развития среды.

Что произошло в физическом смысле. Упал кирпичный брандмауэр. Это такая стена, которая обычно строилась, например, в районах деревянной застройки для того, чтобы пожар не перекидывался с одного дома на другой. Часто брандмауэры зафиксированы между двумя постройками. Тут же он фактически висел на высоте примерно шести-семи метров над маленькой деревянной избушкой (этот район не успел развиться до революции, поэтому застройка тут очень неравномерная).

Внизу брандмауэра была серьёзная выщерблина (хорошо видно на фото). Откуда она появилась, не ясно. Но на самом старом фото с "Яндекс.Панорам" 2009 года она уже была. Возможно в брандмауэр въехала снегоуборочная техника, которая часто калечит постройки в старой Самаре. Никого, судя по всему, это не волновало. Но брандмауэр стал постепенно наклоняться (что понятно, это здоровенная тонкая кирпичная стена, которая ни к чему, по сути дела, не крепится). По низу пошли серьёзные трещины. Никого, судя по всему, это не волновало.

Усугубляло ситуацию то, что у дома с брандмауэром, видимо, ещё очень давно сломана система водоотведения с крыши. И это тоже, судя по всему, никого не волновало. Вода спокойно затекала на брандмауэр. В том числе, и на трещины. На соседнем доме крыша сделана так, что вода опять-таки стекает на злополучный брандмауэр. И это тоже, судя по всему, никого не волновало.

Вода - это очень опасно для любых строительных материалов. В частности, для кирпича. Особенно, когда температура переходит из минуса в плюс и обратно (как сейчас). Она замерзает в трещинах, потом тает и обратно. Трещины от такого становятся ещё больше (из-за того же падают балконы, на которых не убирают снег).

И вот мы имеем печальный итог.

Морали две:

а) В случившемся виновато не дерево, из которого построен дом, а кирпич. Деревянный сруб стоит себе спокойно. Оторвалась только стена сеней, где сруба нет, а она просто обшита доской. Причём не нужно сравнивать брандмауэр со стеной кирпичной постройки, у которой совсем другая физика.

б) Когда у исторических домов нет заботливых хозяев или людей со стороны, которые понимают то, как они устроены, и участвуют в их судьбе, такие вещи будут случаться снова и снова.

Не хотелось бы, чтобы как обычно в таком "пожарном режиме" снесли пару десятков нормальных исторических зданий для успокоения общественности. Лучше бы выявить подобные реальные угрозы и пути их решения. Случившееся можно было предсказать даже просто посмотрев "Яндекс.Панорамы".

Автор текста: Идеолог фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер Фест", зампредседателя самарского реготделения ВООПИиК, журналист Андрей Кочетков.