"Мы ещё встретимся": в Самаре умерла известный психолог Светлана Соколова

28 февраля этого года в Самаре произошла трагедия. Трагедия, которая коснулась не одного, не двух, не трёх человек — десятков, а может быть, даже и тысяч. Не стало Светланы Соколовой, профессионального психолога и просто прекрасного человека.

Её вспоминают как человека с непоколебимым характером, который смотрел на трудности и испытания здраво, а порой и с улыбкой — даже если было невыносимо тяжело. К сожалению, так случилось, что страшный недуг оказался сильнее хрупкой девушки. Онкология «съедает» человека за считанные месяцы, и самое страшное в такой момент, что ты не знаешь, когда пробьёт твой час, и пытаешься сделать всё, что в твоих силах.

Светлана помогла не одному человеку — через её добрые руки прошли десятки самарцев. И у каждого из них есть история, которая помогает увидеть Светлану не только как профессионала своего дела, но и в первую очередь, как человека. Мы поговорили с ними. И решили поделиться их воспоминаниями с Вами.

- Я познакомилась со Светой в 2012 году, - рассказывает Надежда Панина, знакомая Светланы. - У меня произошла трагедия с мамой и с отчимом, и после этого я очень серьёзно замкнулась в себе. Вообще, я человек улыбчивый и стараюсь смотреть на мир позитивно, но я чувствовала — что-то происходит не так. И мы со Светой начали работать. Мы разговаривали, она давала мне задания. Света была строгой: она умела не только хвалить, но и ругать. Бывало, порой, что я даже обижалась на неё, плакала — а потом вдруг понимала, что вся её критика была только во благо. И через какое-то время работа с ней стала давать свои результаты. Я поняла, что я сама создаю себе маски, а под этими масками прячу боль. И Света помогла мне эти маски «снять». И попыталась разобраться в причине моей боли. У меня был конфликт с отчимом, и после работы со Светой мне удалось простить его. Она была не только для меня, но и для других,как настоящий спасительный островок. Света очень любила мужа, любила сына. Я это чувствовала, ведь когда она говорила о своей семье, она буквально светилась. Я не знала, что она болеет. Для меня её уход — это настоящий шок. Она ведь даже ничего не говорила об этом, продолжала работать, радоваться жизни. Мы с ней планировали встретиться, пообщаться — очень давно не виделись, но частенько переписывались. Вот только не сложилось. Она была всегда впереди идущей. И ведущей меня вперёд. Такой я её и запомню.

В жизни любого человека есть люди, которых он может назвать по-настоящему родными. Родными, в первую очередь духовно. Для Елены Светлана стала не только лучшей подругой, но настоящей кармической сестрой:

- Мы дополняли друг друга, в буквальном смысле, - рассказывает Елена. - Мы с ней как две половинки: чтобы решить какой-то вопрос, она использовала свою тактичность и сбалансированность, а я свою эмпатичность и открытость к людям. И вот привнося каждая что-то своё, мы всегда составляли друг для друга общую картинку. Света была очень многосторонней, не сидела на месте. Мы как-то решили заниматься йогой. Как-то решили: нет, не наше. Не понятно, в чём кайф. А Света говорила, что «ведь от чего-то всё-таки кайф есть в этой самой йоге». И занималась. Нашла в этом что-то своё, какой-то собственный путь к балансу и гармонии, которому и учит йога. Она очень многим помогла, очень многих вытащила — спасла от алкогольной, наркотической зависимости. Она была жёсткой — пятую точку никому не облизывала, но и в то же время она была справедливо-доброй. Находила с людьми общий язык. Она не планировала уходить: даже за несколько дней до своей смерти мы с ней обсуждали, что надо бы прийти в форму, подготовиться к весне. Шутили, смеялись. У неё было ещё очень много планов!

Со своим супругом Антоном Светлана познакомилась несколько лет назад. Так бывает в жизни людей, что возникает непреодолимая трудность, с которой человеку может помочь справиться только профессионал своего дела. Таким профессионалом для Антона оказалась именно Света:

- Я запомнил Свету как светлую, добрую, и что важно, требовательную. А ещё у неё был такой принцип: она всегда уважала выбор других людей. Даже сыну она всегда давала возможность выбора: он относился к учёбе так, как считал нужным.

Антон вспоминает, что в последнее время Светлана работала с осужденными — ездила по колониям, проводила профилактические беседы на тему ВИЧ-заболеваний. Для неё это была миссия: донести людям информацию о проблеме здоровья, предупредить, что от собственного образа жизни зависит очень многое.

Как часто случается, болезнь настигла Светлану неожиданно. Начались проблемы с кишечником, боли. Но Светлана была крепким человеком. Никому не жаловалась, старалась не показывать, как тяжело.

- В январе мы начали сдавать анализы в клинике Медуниверситета. Врачи не обнадежили — увидев воспаление, пришли к выводу, что виной всему онкология. Света легла в больницу. А потом как-то сумбурно так сложилось, что в один момент она просто уснула, - рассказывает Антон.

Начались метастазы. Воспалительный процесс очень быстро добрался до головы. 27 числа начался отёк мозга, Светлана впала в кому. А ночью 28-го её не стало.

- Шанс был, но это зависело только от неё: хочет ли её душа оставаться в нашем мире. Она не мучилась, просто заснула. Скорее всего, она что-то чувствовала. Но относилась к этому нормально. Спокойно. Словно так и должно быть, - вспоминает последний разговор с супругой Антон. - Она поддерживала очень многих людей, а я всегда старался поддерживать её. Очень сложно об этом говорить, пока голова не на месте от произошедшего.

У Светланы остался 10-летний сын Кирилл. Антон воспитывает его с 3-летнего возраста — сейчас мальчик находится у родного отца, первого мужа Светланы.

Многие знакомые Светы до сих пор не могут поверить в новость о её кончине:

Света! Ты в моем сердце как солнце- яркое! Как ветер - твой шумный смех! Мы не часто виделись, но нам и этого хватало! К сожалению все самые искренние слова мы говорим когда с нами уже нет...тебя
Мы обязательно ещё встретимся!

Психология — вещь очень тонкая, но при этом очень многогранная. И профессионалом в этой области может стать только человек, который относится к своим пациентам в первую очередь, как к людям, у которых есть проблема, а не как к открытым кошелькам. Все же мы переживаем, когда у наших родных и близких происходит какое-то несчастье, или случаются какие-либо проблемы. По-человечески переживаем. И отношение от этого сразу становится другим — как и у психолога, так и у пациента. Вот и Светлана руководствовалась в первую очередь этим принципом — принципом сопричастности человека к проблеме. Как следует из рассказов людей, с которыми мы пообщались — получалось у неё это блестяще.

Редакция ProGorodSamara приносит свои самые искренние и глубокие соболезнования родным и близким Светланы. Мы надеемся, что её профессионализм послужит примером для многих людей, которые мечтают пойти по тому же пути. Потому что, то, чем занималась Светлана — это по-настоящему правильно.