«Очное образование станет элитным»: вузы Самары ждут серьёзные изменения после пандемии

Самарские школы и вузы практически полностью перешли на дистанционную систему обучения. Такой кардинальный подход помог выявить как и плюсы такого подход, так и минусы.

Корреспондент портала progorodsamara.ru пообщался с доцентом кафедры социологи и психологии Бэлой Никитиной. Преподаватель порассуждала на тему, как может выстраиваться её работа в новых условиях.

- Сферу образования ждут серьёзные, даже революционные изменения. Наконец-то станет элитным очное образование, потому что дистанционное станет слишком доступным. Тут-то и обнаружатся его недостатки, ведь сама по себе информация не является залогом того, что вы её освоите и сможете применить. Самое важное в образовании — зажечь в человеке интерес, создать мотивацию к процессу постижения нового. А это легче всего сделать при личном общении с интересным преподавателем, во взаимодействии с другими студентами, - считает Бэла Никитина.

Действительно, в последнее время учебной информации в интернете появилось очень много. Вузы выложили множество материала, необходимого для домашнего обучения, а библиотеки открыли расширенный доступ. Поэтому получить информацию теперь практически не составляет труда. Но воспользоваться ей — основная сложность.

- В дистанционном обучении сложнее поддерживается мотивация и дисциплинированность, слабее влияние личного контакта, коллаборации. Поэтому в своём большинстве у людей, обучающихся дистанционно, впечатления от образования будут менее яркими, а результаты менее впечатляющими.
Сегодня развивается экономика внимания, когда научные знания конкурируют с иной информацией, возникает такая конкурирующая с образованием сфера бизнеса, как инфотеймент. Поэтому если образовательные учрежения смогут предложить новые форматы обучения даже в дистанционном режиме, связать их с творческим сотрудничеством с преподавателями, групповым взаимодействием и конкуренцией между самими студентами, то они вырвутся вперед, - рассуждает социолог.

Развитие дистанционного образования сможет выявить тех преподавателей, которые могут предложить интересные виды взаимодействия, а не только уникальный контент. Хотя сами преподаватели в этом заинтересованы не так сильно, так как возникает проблема с авторскими правами.

С этой точки зрения, гораздо выгоднее вести занятия по учебникам, что менее интересно, хотя тоже зависит от манеры подачи. Другое дело — интерактивная часть, где есть интересные формы работы, такие, как научные диспуты, научные и общественные проекты, предполагающие личную работу преподавателя со студентами, так как мобилизующее и мотивирующее взаимодействие тиражировать невозможно.

Ещё одно кардинальное изменение, которое ждёт систему высшего образования, заключается в изменении правил работы приёмных комиссий. Информация взята здесь: ранее вузы объявили о том, что подавать документы на приём можно будет дистанционно. Такое изменение может усилить одни вузы, но при этом чуть ли не похоронить другие.

- Если все приёмные комиссии будут работать дистанционно, то люди задумаются над выбором места обучения. Тем более, если в перспективе большая часть образования может стать дистанционной. Зачем при таких обстоятельствах поступать в Самару или Пензу? Одним и тем же способом можно подать документы куда угодно. Очевидно, что в первую очередь, абитуриенты будут подавать документы в Москву и Питер. Поэтому этим летом вузы ждут серьёзные вызовы, - комментирует Бэла Никитина.

Что касается школьного обучения, то оно никогда полноценно не перейдёт в полном объеме в дистанционную форму, ведь современная семья нуждается не столько в образовании ребенка, сколько в том, чтобы он был под присмотром определенную часть дня, получая при этом какие-то полезные социальные навыки, считает преподаватель.

- Дети учатся в школе не столько для того, чтобы получить знания. Очевидно, что в интернете они могут получить сегодня больше информации и знаний, чем от учителя. Современная школа сегодня — это прежде всего место социализации, - подводит итог Бэла Никитина.

.