Юрист из Самары рассказала, можно ли не платить за коммуналку

В сети можно обнаружить множество жалоб о том, что коммунальные платежи начисляются неправомерно. Вместе с этом поднимается вопрос, а стоит ли вообще их оплачивать.

Корреспондент ProGorodSamara.ru собрал самые популярные претензии от жильцов и поговорил с юристом, что же делать в таких случаях. На вопросы отвечала адвокат Юридической фирмы Арслан Катерина Кулик.

В первую очередь, множество жалоб поступали на некачественно оказанные услуги. Выяснилось, что в этом случае можно получить возмещение. Но для этого не стоит сидеть сложа руки.

- Если вы считаете, что вам оказываются некачественные услуги, например, подаётся недостаточно горячая вода, вода слишком грязная, часто случаются перебои, то в начале следует обратиться в управляющую компанию с претензией. Согласно закону «о защите прав потребителей» вам должны ответить течение 10 рабочих дней организация должна ответить. Если вас не устраивает ответ или если ответа не было вообще, то сразу идите в суд, - рассказала Катерина.

Некоторые жители предпочитают жаловаться в прокуратуру, но юрист не советует так поступать. Прокуратура занимается в основном уголовными делами, поэтому вы попросту потратите зря собственное время.

В суд стоит обращаться с заявлением на некачественное оказание услуг, а если компания не ответила, то и на бездействие. К этому стоит добавить и компенсацию морального вреда порядка 10 тысяч рублей. Во время судебного процесса, как правило, проводится экспертиза, услуги которой затем оплачивает проигравшая сторона. По её результатам суд принимает решением о полном или частичном возмещении коммунальных услуг.

Иногда компания может и не доводить дело до суда, а сама предлагает компенсацию. Но зачастую она гораздо меньше чем та, которую можно получить через суд.

От оплаты коммуналки могут освободить и в том случае, если жильцы временно уехали из помещения.

- Недавно разбирала подобный случай. Обращалась женщина, у которой муж уехал на заработки, один сын находился в местах лишения свободы, а другой сын проживал отдельно. Мы обратились к управляющей организации с просьбой установить, сколько на самом деле человек проживает в этой квартире. В этом случае, как правило, опрашиваются соседи, запрашиваются справки из правоохранительных органов, предоставляются транспортные билеты, договора аренды по другому месту жительства или другие документы, - перечислила юрист.

Достаточно лишь 5 дней не проживать в квартире, чтобы рассчитывать на перерасчёт услуг. Хотя такое заявление необходимо писать каждые полгода. И, конечно, не стоит забывать про документы, подтверждающие ваше отсутствие.

Таким образом, можно действительно частично избежать оплаты за такие услуги, как например, вывоз мусора. Или, при отсутствии в квартире счётчиков, уменьшить нормативы.

Однако, за такие услуги, как например, капитальный ремонт, всё равно придётся платить, так как на собственнике лежит бремя содержания своего имущества. Это касается и тех случаев, если у вас несколько квартир, нужно лишь предоставить документы, что вы постоянно проживаете только в одной из них.

Некоторых жильцов интересовало, а как часто и насколько сильно управляющие компании могут повышать свои тарифы.

- Раз в год УК может имеет право увеличить тарифы, но при этом повышение должно быть обоснованным. Например, было выпущено некое официальное постановление, или возросли цены на сопутствующие товары. После этого компания уведомляет жильцов, для этого достаточно расклеить объявление у подъезда. А затем тарифы должны утвердить на общем собрании собственников. И в этом случае нужно действовать предельно аккуратно, - рассказала Катерина.

Конечно, если причина повышения тарифов обоснована, а размер повышения не превышает предельные значения, то жильцы по сути не могут отказать управляющей компании. Но если УК не следовала этой процедуре, то жильцы вправе оспорить повышение тарифов и через суд добиться оплаты по старым нормативам.

- Однако может случиться и обратная ситуация. Управляющая компания созывает общее собрание, но на него не приходит нужное количество собственников. Для принятия решения должны присутствовать 2/3 жильцов. После этого управляющая компания может увеличить тарифы по собственному усмотрению, но, разумеется, в пределах коэффициентах индексации. В этом случае жалобы жильцов на необоснованное повышение тарифов суд, конечно же, рассмотрит, но, скорее всего, встанет на сторону управляющей компании. Поэтому игнорировать общие собрания лучше не стоит, - добавила адвокат

Помимо указанных случаев стоит помнить и о том, что существует перечень льготных категорий граждан, которые также имеют право на скидку. Иногда УК «забывает» эту скидку начислить, и жители должны напомнить компании об этом.

Резюмируя, деньги, потраченные на оплату коммуналки, можно вернуть. Однако стоит вначале оплатить услуги, чтобы максимально эффективно выстраивать защиту своих интересов. Житель сначала должен доказать, что услуга, за которую он платил и платит, оказываются ему некачественно. Только после этого можно законно требовать полного или частичного возмещения коммунальных платежей. Иначе управляющая компания сама сможет обратиться в суд с претензией и выиграть дело.