«Опыты ставят на студентах»: как на самом деле работают вузы Самары на «дистанционке»

Известие о переходе на дистанционное обучение застало многих студентов врасплох. Однако для них переход заключался лишь в установке нескольких приложений. В свою очередь преподаватели столкнулись с необходимостью менять подход к преподаванию.

Корреспондент портала Progorodsamara.ru пообщался с некоторыми преподавателями самарских вузов на тему организации онлайн-обучения. Также мы опросили и студентов.

Завкафедрой «Химическая технология и промышленная экология» СамГТУ Андрей Васильев рассказал, что вуз столкнулся с серьёзными проблемами при переходе на онлайн-формат. С другой стороны, преподающей гуманитарные науки Ольга Р., в отличие от своих коллег-«технарей», дистанционное преподавание даётся довольно легко.

- Известие о переходе на онлайн-формат восприняла как данность. Работать в 21 веке можно в любых условиях. Хотя, конечно, отсутствие личного контакта с коллегами и студентами огорчает. Всё-таки живое общение эмоционально заряжает, - рассказывает Ольга.

Появилось больше возможностей

Обучение ведётся с помощью различных программ, одна из самых популярных — Microsoft Teams, которая связана с корпоративной почтой вузов. Приложение позволяет не только проводить видеоконференции, но и сохранять записи трансляций.

- Лекционная часть занятий при переходе на онлайн режим практически не поменялась. Я также читаю лекции и задаю студентам довольно много вопросов, проверяя обратную связь, активизируя мышление. Практические занятия пришлось переделать, но при этом появилось больше возможностей. Я могу отправлять студентам ссылки на нужные ресурсы, давать им время на работу с этими ресурсами. Затем они мне присылают отчёты или выполненные задания, - поделилась Ольга.

К сожалению, некоторые студенты живут в таких условиях, где качество интернет-соединения оставляет желать лучшего. Поэтому они не всегда могут участвовать в видеоконференциях или хотя бы скачать их в записи. С такими студентами приходится заниматься индивидуально.

Халявщикам стало сложнее

В политехе подача лекций также практически не поменялась. При этом преподаватели отмечают и преимущества онлайн-подхода.

- Плюсы в том, что студент точно получит каждое задание и при этом даёт обратную связь. Это дисциплинирует студентов. Нельзя сказать: «А, у меня бабушка заболела» и не прийти. Не можешь выполнить сейчас — выполнишь в другое время. Поэтому и пропусков практически нет, - объяснил Васильев.

Из-за отсутствия реакции студентов преподавателю сложно сразу оценить качество своей работы, а напрямую студенты ничего не говорят. Поэтому приходится читать паблики в соцсетях, например, в Подслушано вуза.

- Некоторые студенты просто не представляли себе, что вообще-то по дисциплине нужно регулярно выполнять какие-то задания. Пишут, что мы очень много задаём, но дело в другом. Я не стала задавать больше, ведь программа не поменялась. Но раньше студенты просто иногда прогуливали занятия или надеялись, что на их проверку не хватит времени. Теперь они получает все задания в приложении или на электронную почту. А это уменьшает пространство для маневров среди халявщиков, - рассуждает Ольга Р.

Коты тоже хотят высказаться

Рабочее место преподавателям перестраивать практически не пришлось, так как они и раньше много времени работали из дома. Например, при составлении планов занятий, проверок заданий или дипломных работ.

- Домашние относятся с пониманием, поскольку они находятся сейчас в том же положении, что и я, у них тоже дистанционная работа: рабочие совещания, переговоры и тому подобное. Активное участие принимают только коты. Естественно, они тоже хотят высказаться во время занятий и посмотреть в монитор, - поделилась Ольга.

Самая сложная проблема, с которой столкнулись вузы при переходе на дистанционный формат обучения — это прохождение производственной практики. Гуманитарным факультетом в этом плане проще.

- Нам повезло. Студенты проходят практику в СМИ, компаниях, связанных с рекламой, связями с общественностью, маркетингом. Их деятельность полностью не остановлена в связи с пандемией, они продолжают работать. Наши давние партнёры соглашаются работать со студентами дистанционно. Они получают редакционные задания, собирают материал и присылают на проверку в редакцию. Все как обычно, только с использованием средств связи, - уверила Ольга.

В свою очередь Андрей Васильев рассказал о том, что в вузе производственная практика запланирована на лето, возможно, к этому времени ситуация нормализуется. Но практические занятия пришлось отложить.

- Проблема с лабораторными работами. Грубо говоря, студенты должны все приборы «руками пощупать», а я лишь рассказываю и показываю как он выглядит. Особенно такие предметы как химия и физика требуют обязательной практики. У геологов нужно проводить практические работы на «земле». Поэтому приходится структурировать курс, делать упор на теорию. Когда всё закончится — будет много практических заданий, - пообещал Андрей Васильев.

Нет единого подхода

Опрошенные студенты высказались положительно о дистанционной системе обучения, но сходу и озвучили ряд проблем. В частности, даже в пределах одного вуза разные преподаватели используют разные программы для проведения лекций.

- Одни преподаватели используют Microsoft Teams, другие - Yammer. В других вузах кто-то вообще по скайпу проводит лекции. Задания нужно присылать то Вконтакте, то на почту, то делать в каких-то онлайн-сервисах. Приходится это всё запоминать и устанавливать много приложений, - рассказывает Егор К.

- Если честно, я бы продолжила так учиться. Я живу довольно далеко от вуза, поэтому раньше приходилось много времени тратить на дорогу. А с одногруппниками я бы и так виделась после учебы, - рассказала Светлана Р.

- Да они опыты на нас ставят. Некоторые преподаватели не то что программу открыть, даже компьютер включить самостоятельно не могут, - возмутилась Анастасия М.

- Отвечать стало удобнее. Каждый из нас готовит доклад и затем выступаем и обсуждаем. Но нас на потоке мало, поэтому мы успеваем, - поведал студент магистратуры одного из гуманитарных вузов.

- Мы смотрим видео различных опытов на видео и самостоятельно делаем какие-то расчёты. Но как их делать на практике — не понимаем. Также и с физикой, мы до сих пор не знаем, как сможем сдать этот предмет, - поделилась студентка Наталья Н.

- Разумеется, рассказать на лекциях нам всё не успевают. Поэтому нам дают задание - прочитать самостоятельно или изучить методичку. Затем нужно либо просто ответить на вопросы, но здесь проблем нет. Да и преподаватели понимают, что мы не сможем нормально усвоить новые темы. Сложности возникают с лабораторными по программированию, так как программы либо платные, либо «обрезанные». Поэтому приходится писать программы в тетрадях. При этом выставляют жёсткие рамки по срокам — одни сутки, - высказался Никита Н.

Тем временем психологи говорят о том, что молодое поколение в целом лучше приспособилось к переходу, так как они ещё не привыкли к стабильности считает практикующий психолог и арт-терапевт Алёна Бесперстова.

- Для кого-то адаптация прошла успешно, кто-то нашёл в этом плюс. Но кто-то не приспособился. Дистанционное обучение ограничивает общение, а так как человек — существо социальное, то он развивается в общении с другим человеком. В целом, переход сложный лишь для тех, кто привык к стабильности. А так как сейчас стабильности никакой, то людей это очень сильно сбило с ног. Поэтому многим сложно перейти на онлайн, но это скорее психологические ограничения.

Напомним, в середине марта все вузы Самарской области перешли на дистанционное обучение из-за угрозы распространения коронавируса. Вузы планируют вернуться на очный формат обучение только после полного снятия ограничительных мер. Также анонсировалось, что приёмные комиссии в российских вузах будут принимать документы для поступления онлайн.