Жители Самары не могут добиться от "Аэрофлота" возврата денег за билеты

Не успели люди отойти от последних новостей, связанных с тем, что «Аэрофлот» переправляет людей за границу на грузовых самолётах, вопреки запретам Правительства и Росавиации, национальный перевозчик успел подложить своим пассажирам новую свинью.

Не так давно в самарских социальных сетях мы наткнулись на один очень интересный пост. Женщина утверждает, что заказала на одном из известных сайтов для бронирования билеты на рейс «Аэрофлота», который должен был вылететь 26 июня. В силу ряда причин, которые, скорее всего, связаны с коронавирусом, «Аэрофлот» рейс отменил (ну правильно, он же не грузовой). Билеты на другое число, конечно, купили, но при таких форс-мажорных обстоятельствах возникает только одно желание: вернуть деньги за несостоявшийся полёт.

И вот тут национальный перевозчик преподносит людям сюрприз. Не успели авторы поста оформить возврат денег за билет, как вдруг им на электронную почту приходит письмо следующего содержания: мол, кризисная ситуация, и мы вводим особые правила возврата билетов. В чем суть этих правил? Пассажир, полёт которого так и не состоялся, может получить стоимость «сгоревших» билетов в виде сертификата. Использовать этот сертификат можно для оплаты любого нового билета в течение 3 лет в офисах авиакомпании.

На первый взгляд — всё здорово, можно воспользоваться, и вроде бы как деньги даже не пропадут. Но именно здесь начинаются препятствия, с которыми, судя по всему, столкнулся уже не первый пассажир нацперевозчика.

- Сертификат-то они дали, - пишут авторы поста. - Но время на то, чтобы подтвердить этот сертификат — всего лишь 25 минут. - Мне что? Нужно было из почты целыми сутками не вылезать и следить за ней? Естественно, не успели. До сих пор нет никакого ответа, никакого привета. Ни возврата денег, ни сертификата на следующие перелёты.

Как выяснилось, нацперевозчик ещё и умудрился не предупредить компанию, в которой бронировались билеты, о том, что рейс на 26 июня они отменили. И тут, конечно, вопрос спорный, кто прав, а кто виноват. «Аэрофлот» не предупредил, сервис бронирования прислал сертификат слишком поздно… да и электронную почту, может быть, надо чаще читать.

Впрочем, если мы не можем с Вами разобраться с тем, кто же здесь прав, а кто виноват, давайте пройдёмся по другим ситуациям. Вот, к примеру, заграничные полёты. В комментариях к всё тому же посту люди жалуются на то, что до сих пор (на дворе июль месяц) не могут вернуть деньги за билеты, купленные ещё в марте.

- Я с апреля не могу вернуть деньги за отмененные рейсы. Тоже «Аэрофлот», - пишет Елена. - Я звонила, сказали, что деньги возвращаются в течение рабочего месяца, когда кончится самоизоляция. А кончилась она или нет — никто не знает.

И действительно, никто не знает. Потому что во всех регионах самоизоляция кончается по-разному. А у «Аэрофлота» она закончится неизвестно когда. Возможно, что она и не начиналась, учитывая тот факт, что за границу они всё-таки летают, никого не предупредив. Даже «Росавиацию».

Тут надо сказать, что в процессе стали копать ещё глубже и нашли других пассажиров, которые так и не смогли вернуть свои кровные. Причём предлагает «Аэрофлот» всё те же сертификаты. Только пользы от этих сертификатов никакой, ведь цены на те же направления с той поры взлетели вверх буквально в разы.

- Покупал несколько билетов, в общей сложности на 250 тысяч, - рассказывает Антон. - Мне прислали несколько ваучеров на 400 рублей. - И что, «Аэрофлот» думает, что билет до Риги стоил 400 рублей? Можно я куплю билетов на сезон, штук 40, по 400 рублей, очень хочется!

Нацперевозчик, признаться, внятного ответа так и не дал. Но деньги до сих пор не вернул. Только в виде сертификатов по 400 рублей.

Мы решили сами позвонить в «Аэрофлот» и выяснить, что же это за чудо-условия, по которым граждане получают сертификаты, или ваучеры. Подождали на линии минут 10 (видимо, огромная очередь), и в итоге узнали из голосового меню, что нацперевозчик выдаёт ваучеры за с довольно привлекательными условиями — со сроком действия 3 года и скидкой 15% на отменённый рейс. То есть по сути — это тот же билет, но только со скидкой в 15% на другую дату. Не деньги, а условность. Билет когда-то, куда-то, с какой-то скидкой. Который ещё и сгореть может — не то по вине нацперевозчика, не то по вине сервиса бронирования.

Причина, по которой национальный перевозчик так и не вернул деньги людям, остаётся непонятной. То ли дело в том, что кризис так сильно ударил по компании (в чём есть основания сомневаться, учитывая цены), либо есть какие-то внутренние пертурбации. И до сих пор мы не знаем, сколько таких, как Антон, Елена, кто-то еще. Наверное, сотни. Тысячи. Кажется, пора бы и слоган «Аэрофлоту» изменить на что-то вроде «Вы всё равно будете лететь с нами». Потому что денег никто не вернул, а зарабатывать новые на требования другой авиакомпании - сложновато.

Напоследок, в качестве информации к размышлению приведём следующий диалог с поддержкой «Аэрофлота», который нам любезно предоставил один из пассажиров, обращавшихся по телефону горячей линии:

- Я оформлял возврат денег за билет.
- Ага. А ваучер не хотите?
- Нет.
- Так вот, чтобы оформить ваучер, Вам нужно зайти на сайт…
- Нет! Мне не нужен ваучер!
- Хм… сейчас я проверю статус (музыка на 30 минут).
- Смотрите, вот ваучер действует…
- Девушка, мне не нужен ваучер.
- Вы отказываетесь от ваучера?
- Да.
- Тогда Вам надо написать отказ от ваучера. Вы можете полететь этим же рейсом, когда откроют границы в этом году!
- Смешная шутка. Я уже 5 раз высылал заявку на возврат средств и по телефону оформлял возврат.
- Сейчас я соединю Вас со специалистом (музыка на 30 минут).

Занавес. Впрочем, стоит сказать, что в итоге очередной специалист выдавила, что в компании «ждут распоряжения начальства о выплатах». Как оно будет на самом деле — посмотрим.