Наверх
17:02, 14.09.2020

Россельхозбанк назвал наиболее перспективные сегменты для развития органического сельского хозяйства

По прогнозу Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в ближайшие годы российский рынок органической продукции будет расти со средним темпом 10-12%.

«Очевидно, что между долей «органики» на рынке продовольствия и ВВП на душу населения прослеживается определенная корреляция. Чем быстрее будет расти экономика, тем быстрее будет расти рынок органической продукции», - комментирует руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка Андрей Дальнов.  

Ускорению роста потребления органической продукции могут способствовать эффект низкой базы, а также вступление в силу с 1 января этого года закона об органической продукции, разработанного Минсельхозом России. Документ определил принципы ее производства в России и легализовал использование соответствующей маркировки.  

«Российский рынок органической продукции находится в самом начале своего развития. По оценке Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка (ЦОЭ), доля органической продукции на продовольственном рынке России составляет около 0,1% - при объеме продаж органической продукции порядка 10 млрд. руб. и общей емкости рынка продуктов питания порядка 10 трлн. руб.», - поясняет Андрей Дальнов. 

На данный момент на российском потребительском рынке «органики» преобладает импортная продукция, доля которой, по разным оценкам, составляет 80-90%. Российские производители пока больше работают в b2b сегменте, значительная часть продукции экспортируется. Переход на органическую модель производства, как правило, сопровождается ростом издержек и снижением производительности. 

По оценкам Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, эта модель наиболее перспективна в тех сегментах АПК, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом.

Еще одним важным фактором, который определяет предрасположенность того или иного сегмента к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса. 

 «С этой точки зрения мы считаем, что такие наиболее популярные экспортно-ориентированные отрасли, как зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля небольших фермерских хозяйств в общем объеме производства, обладают наибольшим потенциалом для развития производства органической продукции», - уточняет Андрей Дальнов. 

Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Определенное значение имеет также эффект низкой базы – только 0,3% пашни в РФ используется для производства «органики». В ЕС этот показатель составляет около 10%. 

Высокая доля КФХ в производстве овощей открытого грунта указывает на высокий потенциал роста производства органической продукции в данном сегменте. Основным каналом сбыта в данном случае являются поставки на внутренний рынок. Препятствием может служить тот факт, что в сознании российского потребителя понятие «фермерский» уже указывает на особенное качество продукции. Кроме того, фермеры могут выделять свою продукцию более наглядным способом – производя овощи, отличающиеся цветом или формой (фиолетовая морковь, желтый редис) или пока еще нетипичные для российского овощеводства (спаржа). 

В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса на органическую продукцию. Высокая инвестиционная активность в сегменте переработки молока также может привести к росту спроса на органическое молоко. Конкуренция в сегменте переработки будет быстро расти, что будет мотивировать переработчиков на поиск продуктовых ниш, в которых они смогут поддерживать маржинальность. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах. 

В то же время, как отмечают эксперты Центра отраслевой экспертизы, высокая концентрация и роль эффекта масштаба являются препятствием для развития производства органической продукции. Именно поэтому в свиноводстве и бройлерном птицеводстве перспективы развития органического производства ограничены. Эти отрасли ориентированы на производство недорогих продуктов в больших масштабах и играют важную роль в обеспечении базовых потребностей населения в животных белках. 

По данным Института исследований органического сельского хозяйства (FiBL), на настоящий момент объем мирового рынка органической продукции составляет 100 млрд. долл. По прогнозам, к 2024 г. эта цифра должна удвоиться. США занимают 50% мирового рынка органической продукции, страны ЕС – 35%, Китай – около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Австралия, Канада, Япония, Швейцария. Как правило, на развитых рынках «органики» ее доля в розничной торговле продовольствием не превышает 5-6%. Исключениями являются Швейцария и Дания, где этот показатель составляет около 10%. 

 

 

 

 

АО «Россельхозбанк» – основа национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Банк создан в 2000 году и сегодня является ключевым кредитором АПК страны, входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в число лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков. 

 

Екатерина Брусенко
Тэги: Бизнес, Экономика, Банки
Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города

Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Связаться с редакцией
progorodsamara@progorodsamara.ru
+7(987)-905-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
8 (917) 153-99-44
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Чувилин Александр Сергеевич (progorodsamara@progorodsamara.ru, +7 (987) 905-00-63). Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2022
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2022
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика