В Самарской области сняли жёсткие карантинные ограничения

К сожалению, в Самарской области временное введение карантина из-за распространения опасного вируса стало чем-то обыденным. Причем страдают этого не только люди, но и животные.

Речь идёт о мерах, к которым прибегают власти ради пресечения распространения африканской чумы свиней. Заболевание это крайне опасное, поэтому не только зараженных животных, но и тех, кого разводят на территории рядом с очагом инфекции, «уничтожают бескровным способом».

Такое положение дел серьёзно беспокоит и фермеров, и простых граждан, которые держат собственное хозяйство и скотину. В конце концов, они иногда лишаются средств к существованию, когда избавляются от поголовья свиней. Кто-то из-за этого просто просто негодует, другие строят различные конспирологические теории.

Традиционно начало года обычно характеризуется некоторым затишьем, однако с приходом тепла очаги инфекции находят вновь и начинается: карантин, изъятия, утилизация продукции, штрафы. Но так ли страшен чёрт, как его малюют? Мы собрали взгляд на данную проблему с разных сторон. Рассматривать ситуацию мы будем через призму частного случая. Который некоторые уже успели окрестить «свинским конфликтом».

Новый поворот

Буквально на этой неделе руководство Самарской области сняли все карантинные ограничения, которые ранее ввели из-за африканской чумы свиней. Однако как мы и писали выше, периодически болезнь возвращается, поэтому животноводы сталкиваются с той же проблемой, что годом ранее. Поэтому ниже представленный хоть и утратил некоторую актуальность, вполне сможет показать, чего опасаются люди, держащие свиней у себя в хозяйствах

«Остановите беспредел»

АЧС – опасное и непредсказуемое заболевание. Хуже всего то, что «эффективных средств профилактики африканской чумы свиней до настоящего времени не разработано, лечение запрещено», – комментирует . Даже без установленного карантина при обнаружении любого очага инфекции вокруг него сразу прибегают к вышеописанным мерам.

– Мы имеем личное подсобное хозяйство: куры, утки, гуси, свиньи. Это наши продукты питания и средство для существования, так как зарплаты не большие, а у нас ипотека, коммунальные платежи, закупаем корм для личного подсобного хозяйства, – рассказала жительница Самарской области Ольга Масимычева.

Женщина рассказала, что в середине осени – 22 октября – рядом со свинокомплексом в посёлке Кировский свинокомплексе нашли мёртвого кабана. Из-за этого в радиусе 5 километров от этого места установили карантин. Однако позже площадь опасной зоны увеличили.

– Потом вышло новое постановление об отчуждении поросят с личных подсобных хозяйств 18.11.2020, и там написаны просто 20 сёл, и радиус департамент ветеринарии взяли 20 км, хотя не прописали, на каком основании, – добавила Ольга.

«Забрали и сожгли»

По словам хозяйки животных, свиней стали изымать даже спустя 40 дней после находки того мёртвого кабана. При этом инкубационный период АЧС в этот момент уже наверняка закончился.

– Инкубационный период заболевания зависит от количества поступившего в организм вируса, состояния животного, тяжести течения и может продолжаться от 2 до 6 суток. Течение подразделяют на молниеносное, острое, подострое и реже хроническое. Смертность, в зависимости от течения, может достигать от 50 до 100%. Переболевшие и оставшиеся в живых животные становятся пожизненными вирусоносителями, – рассказали в Роспотребнадзоре.

Таким образом, к настоящему времени зараженные животные либо должны были погибнуть, либо приобрести иммунитет, говорят владельцы копытных. При этом брать анализы у всех свиней на потенциально опасной территории долго и дорого. Плюс, есть риск упустить драгоценное время, пока инфекция не распространилась.

– Во время изъятия специально созданная комиссия готовит и подписывает акт, в котором указывается количество свинопоголовья, содержащегося в личном подсобном хозяйстве, вес и половозрастная принадлежность животного. Акт оставляется в 3 экземплярах. Один остается владельцу, один идет в Россельхознадзор, и один – в департамент ветеринарии. После изъятия животных владельцу необходимо собрать пакет документов для оформления единовременной выплаты для возмещения затрат. Также гражданину необходимо будет написать заявление на выплату и подписать согласие на обработку персональных данных. Когда все документы со всех жителей первой угрожаемой зоны, которым положена единовременная выплата, будут собраны, их передадут на оплату. Будет подготовлено соответствующее Постановление Правительства Самарской области, и в течение 30 дней деньги перечислят, – рассказал и.о. заместителя руководителя департамента ветеринарии Самарской области Андрей Шкиль.

«Кому-то это выгодно»

Больше всего страдают те животноводы, для которых разведение свиней и продажа их мяса является средством к существованию. Да, за уничтоженный скот платят компенсацию. Однако этого недостаточно, чтобы покрыть расходы на животное. Тем более, что за несколько месяцев/лет накапливается приличная сумма, потраченная на питание и содержание свиньи. Ранее «Новая газета» писала, что за поросят гражданам пообещали выплатить по 100 рублей за голову.

Тем временем в Самарской области по официальным данным Компенсация рассчитывается за 1 килограмм живого веса, в зависимости от возраста и пола животного. Средства на это выделяют из Резервного фонда Правительства региона.

Какую компенсацию получают хозяева свиней:

  • Поросята (до 2 месяцев) – 375 рублей за килограмм;
  • Поросята (от 2 до 4 месяцев) – 220 рублей за килограмм;
  • Свиньи (старше 4 месяцев) – 108 рублей за килограмм;
  • Хряк – 40 рублей за килограмм;
  • Свиноматка – 77,50 рублей за килограмм.

– АЧС появляется там, где стоят свинокомплексы! И их не трогают, у них 4 степень защиты! Мы подали коллективную жалобу в прокуратуру области, и приложили подписи жителей в количестве 435 человек, но пока ответа нет, – говорит Масимычева.

Некоторые владельцы свиней предполагают, что на самом деле животным ничего не угрожает, а инциденты с нахождением заражённой (или якобы зараженной) свинины устраивают бизнесмены, чтобы вытеснить местных производителей и мелких фермеров.