Жителей Самары, чья недвижимость оформлена до 1998 года, ждут серьезные проверки налоговой

Граждане России получили возможность оформлять земельные участки, построенные на них частные дома и дачи, а также квартиры в собственность почти сразу же после развала Советского Союза. Правда, за прошедшие годы законодательство по этому вопросу менялось не один раз, а вместе с тем, менялись формы документов, которые подтверждают право собственности на недвижимое имущество. Привычное свидетельство о праве собственности на какой-либо объект недвижимости уже никто не выдает, а подтвердить факт владения сейчас можно только при помощи ЕГРН.

Однако, если у собственника есть старое свидетельство о праве собственности, то оно является действительным. И это логично: никто не может лишить права собственника на его имущество только из-за того, что оформление собственности было проведено многие годы назад, и форма документа с той поры как-то поменялась.

Но совсем недавно в ФНС анонсировали проведение серьёзной проверки всех граждан, чье право собственности было зарегистрировано до 1998 года. О какой проверке идет речь, и к чему теперь стоит готовиться населению?

Но сначала справедливым было бы объяснить, почему же именно до 1998 года? Вопрос закономерный, а ответ простой: именно в этом году появился госреестр прав на недвижимое имущество. Но тогда очень многие объекты недвижимости были получены в собственность ещё до 98-го года, в том числе и тогда, когда началась массовая приватизация.

История вопроса

Граждане проводили оформление недвижимости и радовались появлению собственных квартир, но при этом быстро забывали о документах, продолжая жить обычной жизнью. И всё это до тех пор, пока не назревал какой-то болезненный вопрос, типа продажи квартиры, обмена, оформления наследства и т.д. И вот тут-то и начинается огромное количество неожиданных проблем.

В 1998 году, когда только создавался госреестр, данные обо все старых сделках с недвижимостью и оформлением в собственность вносились в него в огромном количестве, без какой-либо модерации. Как следствие - множество некорректных данных. При этом по многим собственникам данных нет вообще, так как информацию по ним просто не передали. То есть, право собственности у гражданина есть, но в реестре данных об этом нет, либо они частичные.

Тут нужно вспомнить, что имущество, которое передается по наследству, всегда является отдельной проблемой для налоговой. Часто наследники, оформив наследство, не спешат регистрировать право собственности по всем правилам. Дело в том, что закон не возлагает на наследников такой обязанности. Им нужно лишь вступить в права наследования, а наследуемое имущество по закону будет принадлежать им с момента смерти наследователя, а не с момента оформления прав на собственность и передачи данных в реестр. И поскольку продавать унаследованное имущество зачастую не планируют, то наследники могут спокойно жить, не проводя регистрацию права десятки лет.

Причина здесь играет не столь важную роль. Суть в том, что в реестр никто не передает данные о переходе права собственности к наследникам. А это значит, что налоги на имущество в такой ситуации либо вообще никто не начисляет, либо же они начисляются, но некорректно - а всё из-за отсутствия нужных данных. И в основном, эта проблема касается имущества, право собственности на которое было зарегистрировано до 1998 года. В этой категории и находится большинство ошибок и путаницы в информации.

Так что же будет?

Так вот уже в 2021 году налоговая хочет провести масштабную проверку всех объектов недвижимости и собственников, чтобы восстановить реальную информацию и данные, а как следствие, правильно начислять налоги.

Важно отметить и то, что если раньше владелец имущества никаких извещений об уплате налогов не получал, не производил их оплату, то как следствие, налоговая имеет право начислить налог за имущество за последние 3 года. Несложно догадаться, какие это расходы.

Кроме того, те собственники, которые намеренно не уведомили налоговую о приобретении недвижимого имущества в собственность, могут получить довольно серьёзный штраф.

Информацию о каждом объекте недвижимости будут собирать местные власти. Данные будут запрашиваться сразу изо всех инстанций, анализироваться и передаваться в налоговую. Первыми на очереди объекты, оформленные в собственность до 98-го года.

Посему специалисты рекомендуют внимательно следить за сайтами администраций в месте проживаний, и в случае появления своего объекта недвижимости, нужно срочно проверить корректность информации. Если этого не сделать вовремя, потом можно получить лишние хлопоты и расходы.

Чтобы проверить информацию о том о праве собственности, можно заказать выписку из Росреестра, в том числе и в электронном виде. После получения выписки требуется уточнить все указанные в ней данные.