«Балтика-Самара» усилила позиции на рынке Урала и Поволжья (232906)

В условиях высококонкурентного рынка пива и ограничений из-за пандемии это помогло пивоваренной компании увеличить продажи на 9%* по сравнению с 2019 годом.

После первого квартала 2020 года, показавшего рост продаж, «Балтике» пришлось перестроить работу из-за пандемии: не занятые на производстве и в продажах сотрудники были переведены на удаленную работу, был ограничен экспорт продукции и ее реализация в сегменте HORECA. Третий квартал был успешным из-за теплого лета и ослабления ограничений, а в четвертом квартале компании вновь пришлось адаптироваться к изменившейся обстановке. В частности, по итогам 2020 года сегмент HORECA в России сократился на 36%. Однако на результаты «Балтики» в целом это не оказало такого влияния, как в других странах, в связи с небольшой долей сегмента в объеме продаж. Несмотря на специфику 2020 года, «Балтика» демонстрировала устойчивый рост в каналах традиционной и современной торговли (+9,8%) и пивных бутиках (+41%).

«Балтика» усилила позиции и на рынке Урала и Поволжья. В условиях пандемии филиал компании в регионе – «Балтика-Самара» - перевел на удаленный режим сотрудников, не занятых в обеспечении непосредственных производственных процессов и логистики, и сумел сохранить штат и производственные объемы.

В партнерстве с благотворительными фондами «Хорошие истории», «Живой», Самарской губернской думой, региональным Министерством социально-демографической и семейной политики, ассоциацией профсоюзов работников здравоохранения Самарской области филиал оказал помощь местному сообществу, направив более 22 000 единиц средств защиты и более 30 000 безалкогольных напитков в медицинские, социальные учреждения области, пожилым людям.

По итогам 2020 года «Балтика-Самара» выплатила более 7,64 млрд налогов в бюджет Самарской области, из которых 7,4 млрд составили акцизы на пиво. Основной объем продукции филиала реализован на Урале и в Поволжье, наиболее крупными рынками для пивоварни в регионе по-прежнему являются Самара и Тольятти, Ульяновск, Казань, Екатеринбург, Уфа, Челябинск, а также Омск и Тюмень.

Также, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, филиал сохранил статус одного из крупнейших экспортеров продукции АПК. Традиционно наибольшие объемы экспорта пива «Балтики-Самара» пришлись на Казахстан, Киргизию и Таджикистан, которые входят в топ-рынки экспорта «Балтики» в 2020 году в целом.

Производство в Самаре дает «Балтике» преимущество в скорости поставок продукции в торговые точки региона. Среднее логистическое плечо доставки пива филиала в 2020 году составило 787 км, при этом среднее время выполнения заказов для торговых сетей не превысило 72 часа, дистрибьюторов – 108. Филиал пользуется преимуществами соседства с Кинельским железнодорожным узлом и активно использует железнодорожные перевозки в логистике продукции, отправляя более 2 300 вагонов в год и вместе с филиалом компании в Новосибирске являясь лидером по использованию этого вида транспорта.

В связи с ограничительными мерами, введенными в период пандемии, существенно сократились продажи разливного пива филиала. При этом усилив прямые поставки в торговые сети и сделав ставку на индивидуальный подход к каждой, компания увеличила долю продаж в современном ритейле в регионе.

Рынок региона отражает общие тренды: покупатель чувствителен к цене, и отдает предпочтение продуктам с лучшим соотношением цена-качество. Наибольшие продажи в портфеле компании на Урале и в Поволжье приходятся на мейнстрим-сорта – «Балтику», Carlsberg, Zatecky Gus. Компания усилила позиции «балтийской линейки», выпустив на рынок и начав производство на самарской площадке сортов «Балтика Авторское решение» и «Балтика 7 Мягкое».

Сегмент мейнстрим показывает стабильные продажи, а динамику продаж компании обеспечивают перспективные, но менее объемные сегменты – например, суперпремиум (бренды).

Все более усиливается конкуренция на рынке безалкогольного пива в регионе, но, как и в целом по России, «Балтика» остается лидером продаж в этом сегменте в регионе, вдвое опережая других производителей. Одна из целей «Балтики» — обеспечить 100%-ю доступность безалкогольного пива в точках, где продается алкоголь компании.

Потребитель в Поволжье и на Урале по-прежнему предпочитает светлое пиво, но продажи демонстрируют рост интереса к нефильтрованным сортам (Kronenbourg Blanc, Carlsberg Unfiltered, «Балтика0 Нефильтрованное Пшеничное» в портфеле «Балтики»). Покупатель в регионе также выбирает пиво в ПЭТ-таре, но в 2020 году наметился интерес к баночному – его стали покупать чаще, чем в 2019-м.

«Балтика» уделяет особое внимание сбору и утилизации отходов упаковки, сотрудничая в регионе с 6 операторами рынка вторсырья в Ульяновской, Свердловской и Самарской областях. За время партнерства компания пополнила парк операторов региона 870 контейнерами для раздельного сбора – в рамках самостоятельного исполнения расширенной ответственности производителя и добровольных обязательств по сокращению экоследа продукции. Всего в 2020 году в регионе было собрано и отправлено на переработку 16 000 т отходов ПЭТ, алюминия, стекла и картона. К 2022 году компания планирует обеспечить сбор и переработку не менее 50% выпускаемой на рынок упаковки, включая 58% ПЭТ.