Первые владельцы автомобилей в Самаре: кто они и чем занимались?

В начале ХХ века Самара становится одним из быстрорастущих городов Поволжья. Торговля зерном и другими товарами приносила местному купечеству значительные прибыли. Представители торгового сословия не только накапливали свои капиталы, но и интересовались техническими для своих предприятий и повышения комфорта в быту. Автомобили только начинали появляться в России в начале ХХ века. Но уже через десятилетие новое транспортное средство прочно вошло в моду состоятельных людей страны, Самара в этом отношении не стала исключением. Сегодня мы расскажем о первых владельцах автомашин города.

Купец Константин Павлович Головкин

Первым человеком, купившим автомобиль в Самаре, был купец Константин Головкин. Он купил американский Oldsmobil в 1904 году. Мощность автомобиля составляла всего 10 лошадиных сил.
Новомодное транспортное средство произвело впечатление на современников. Однако появление автомобиля создало для горожан и определенные неудобства. Шума мотора Oldsmobil пугались автомобили, периодически гибли куры. При этом первое время за погибших кур Константин Павлович платил их хозяевам по рублю, при этом скоро выяснилось, что многие просто подкладывали уже мертвых кур. После этого купец прекратил платить. Правил дорожного движения в те времена еще существовало.

Константин Павлович был весьма известным в Самаре начала ХХ века. Он закончил Самарское реальное училище. С детства помогал отцу, работал в семейном магазине.
Помимо коммерческой деятельности, Головкина увлекали творческие дела. Не имея художественного образования, он самостоятельно научился рисовать. Константин Головкин является автором примерно двух тысяч рисунков. Он владел магазином на улице Панской (Ленинградской), 34, где продавалась различная писчебумажная продукция.

Автомобиль купец Головкин приобрел в фирме Франца Неймана, где они продавались по каталогам под заказ.

После появления в Самаре первой автомашины, единомышленники Головкина вскоре тоже обзавелись новым видом транспорта. Автомобили приобрели купец Б.В. Прахов, миллионер, владелец мануфактурного магазина Василий Михайлович Сурошников, Петр Иванович Шихобалов, построивший «дом с атлантами».

Адвокат Белоцерковский

Самым оригинальным покупателем автомобиля в Самаре той эпохи стал адвокат Белоцерковский. Он купил машину в Париже и затем совершил автопробег через Варшаву до Москвы и Нижнего Новгорода, затем по Волге добрался на пароходе до Самары. Все это было сделано с целью не платить таможенную пошлину.

Появление правил движение

Рост числа автомобилей привел к первым авариям. Когда автомобили только появились на дорогах Самары, то от водителей страдали местные собаки и куры. Однако в период с 1910 по 1914 год погибло восемь человек. Все это заставило местный кружок автолюбителей составить первые правила, которым нужно было следовать во время передвижения на машине. Так в Самаре появились первые правила дорожного движения. Согласно новым правилам, автомобилистов обязали при себе иметь "катехизис автомобильного дела".