Три самарских года Александра Зеленко: лучшие творения выдающегося мастера

Во второй половине XIX века Самара стала стремительно развиваться. Местное купечество богатело и стремилось строить здания соответствующие своему благосостоянию. Это привлекало в город лучших архитекторов. Одним из зодчих, приехавший на берега Волги был Александр Устинович Зеленко. Несмотря на то, что Зеленко пробыл в Самаре недолго, но он успел оставить в истории города яркий и самобытный след.

Александр Устинович родился в Москве в 1871 году. Получил архитектурное образование в Институте гражданских инженеров в Петербурге. Это было одно из лучших учебных заведений. Затем продолжил образование в Вене в Высшей технической школе, где познакомился новыми течениями в архитектуре. В это время начинал формироваться модерн или сецессион, как его называли в столице Австрии.

Некоторое время архитектор работал в Орловской губернии и Турции. Однако в 1897 году Александр Зеленко приезжает в Самару, где начале руководит дорожно-строительным отделением земской управы, а в 1899 году становится городским архитектором.

За время самарской карьеры зодчий построил несколько примечательных домов, которые до сих пор украшают наш город. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.

Здание Института гражданских инженеров в Петербурге

Здание торгово-промышленного банка

Первый заказ после приезда в Самару Александр Устинович получил от Торгово-промышленного банка. Это было одно из крупнейших банковских учреждений дореволюционной России.

В 1896 году банк купил здание в Самаре на перекрестке улиц Дворянской и Воскресенской, ныне Куйбышева и Пионерской. Через год руководство Торгово-промышленного банка решило реконструировать бывший дом купца Кожевникова, для решения этой задачи был избран архитектор Зеленко.

Александр Устинович с блеском справился с поставленной задачей. Бывший жилой дом был приспособлен для кредитной организации. Отделка фасадов была выполнена в стиле эклектики. Здесь можно увидеть шатровые завершения, которые обрамлены барочными щипцами, на углу здания расположен балкон на консолях с навесом, на первом этаже сделаны русты.

В итоге получилось очень выразительной архитектуры здание.

Здание Губернской земской управы

Следующее здание, построенное архитектором Зеленко, можно найти на Саратовской улице (ныне Фрунзе, 116). Это постройка предназначалась для Губернской земской управы. Поэтому зодчий при проектировании этого здания зодчий избрал «русский стиль», который в это время стал официальным стилем, его использовали при строительстве административных зданий.

Здание земской управы возведено из красного кирпича. В декоре фасада использованы элементы московской архитектуры XVII века. Для допетровского зодчества характерны богато украшенные окна с колоннками и «гирькой», которая свисает в середине каждого окна.

Губернская земская управа размещалась в этом здании с 1900 до 1917 года.

Особняк Курлиной

Самое яркое творение Александра Устиновича в Самаре — это особняк Александры Курлиной. В это время архитектор уже отошел эклектики, все его творческие мысли с этого момента были направлены в сторону модерна.

Дом купчихи Курлиной по сей день остается одним из самых ярких примеров короткой эпохи модерна. Этот стиль стремился не использовать элементов прошлых исторических стилей, а создать новое направление в архитектуре.

Для творчества Зеленко была характерна связь фасада и внутреннего пространства здания. На углу выразительный граненный эркер. Композиция особняка построена таким образом, что на него можно смотреть с разных точек.

Интерьер был проработан до мелочей. Архитектор продумал рисунок окон, отделку потолка и стен. Александр Устинович творчески подошел и к другим предметам внутреннего пространства: люстрам, каминам, бра, дверным ручкам, мебели и т. д. Пожалуй, это самое гармоничное здание самарского модерна. Поэтому не случайно, что сейчас в особняке Курлиной разместился Музей модерна.

Дом архитектора Зеленко (ныне Дом журналистов)

С 1899 года Александр Зеленко стал исполнять обязанности городского архитектора, поэтому он стал планировать обустроиться в Самаре надолго.

Почти сразу Зеленко начал строительство весьма привлекательного особняка на улице Самарской, 179. Дом был спроектирован в духе бельгийского модерна.

По облику дома Зеленко видно, что зодчий вдохновлялся лучшими примерами архитектуры модерна. Особняк самарского архитектора своим обликом очень напоминает дом своего коллеги Льва Кекушева в Москве. Проектирование и строительство обеих построек происходило практически одновременно, поэтому, возможно, Зеленко вдохновился примером особняка на Остоженке. Правда, дом Кекушева не был еще достроен.

Но стоит сказать, что Александр Устинович так и не завершил возведение своего особняка. В 1900 году он продал еще незаконченное здание архитектору Филарету Засухину. После этого Зеленко уехал в Москву. Завершил строительство его коллега по цеху.