Жизнь и судьба «самарского Третьякова»

Ранее мы уже рассказывали самом богатом человеке старой Самары из рода Шихобаловых. Сегодня наше повествование будет посвящено ещё одному представителю этой купеческой семьи - Павлу Ивановичу Шихобалову, владельцу известного в городе «особняка с атлантами».

Павел Иванович родился в Самаре в 1870 году. В два года он потерял отца и воспитывался в семье дедушки Емельяна Николаевича. Основой благосостояния династии Шихобаловых было производство муки и сала.

Петр Шихобалов также присоединился к семейному делу. Он построил в Самаре элеватор, в котором желающие могли хранить зерно. В 1892 году Петр Иванович женился на Вере Лаврентьевне, дочери купца Лаврентия Аржанова. Чтобы восполнить пробелы в образовании супруги стали много путешествовать. Они совершили 12 познавательных вояжей, во время которых побывали во многих странах всех континентов земного шара. Их весьма особенности культуры, музейного дела и экономики разных государств.

Во время своих путешествий Петр Иванович и Вера Лаврентьевна увлеклись живописью. Они стали собирать картины различных художников. Вскоре коллекция стала быстро пополняться. В круг общения супругов входили многие известные русские художники начала ХХ века, в том числе И.Е. Репин, братья В.Е. и К.Е. Маковские, В.И. Суриков. Консультантом по приобретению картин был художник В.В. Гундобин.

Шихобаловым удалось собрать прекрасную коллекцию русской и западноевропейской живописи, которую планировали передать городу. В это время в Публичном музее уже функционировал художественный отдел, открытый по инициативе Константина Павловича Головкина. Собранные супругами произведения искусства были подарены музею в период революционных событий 1917 года.

Константин Головкин

До революции галерея картин Шихобаловых находилась в их особняке на Заводской (Венцека) улице, который называют еще «домом с атлантами». О новом особняке Петр Иванович размышлял еще в 1898 году. Тогда в Петербурге был организован конкурс на лучший проект дома. Однако ни один из проектов не устроил заказчика.

В итоге проект особняка Шихобаловых составил самарский архитектор Александр Александрович Щербачёв. Возможно, при строительстве был реконструирован дом, стоявший здесь ранее. Знаменитый зодчий города возвел особняк, который до сих пор служит украшением Самары. Здание было украшено атлантами, поддерживающими балкон. Этот элемент подчеркивает интерес хозяев дома к миру искусства. Вы будто идете по Миллионной улице в Петербурге и смотрите на портик Нового Эрмитажа в миниатюре.

Строительство особняка в 1906 году и хозяева заехали в него сразу после очередного путешествия во французскую Ниццу. На первом этаже находились помещения для торговли оптовой мукой, в правом крыле второго этажа размещалась контора.

В интерьере дома повсюду были картины, они были везде. На лестнице размещалось полотно Репина «Король Альберт». Среди других в произведений искусства в доме размещались картины Владимира Маковского «Перед объяснением», «Две матери», Константина Коровина «Хозяйка. Женщина с вином».

В 1918 году особняк был национализирован. Затем здание было передано местному управлению НКВД, а потом размещался военный трибунал. С 1990 года в особняке Шихобаловых размещается Самарский художественный музей.

После революции семье Шихобаловых удалось уехать из самары. Павел Иванович смог купить небольшой дом на территории психиатрической лечебницы и там чувствовал себя в относительной безопасности. Жена Вера Лаврентьевна с дочерью Верой Павловной проживали в Ленинграде в комнате коммунальной квартиры. Сохранились мемуары супруги Павла Ивановича, в которых она рассказала о путешествиях по миру и самарских годах своей долгой жизни.