"От меня зависели наши жизни": девушка из Самары рассказала, как управляла самолётом

Марии Кирилловой 21 год, она учится в Самарском университете на факультете бизнес-информатики, подрабатывает фотографом в студии и уже успела поуправлять самолётом. Интерес к авиации у неё появился ещё со старшей школы, что привело к желанию попробовать себя в качестве пилота. Мария рассказала, какого было управлять А-27, сколько длится подготовка и как в Самаре можно получить возможность полетать.

Как ты узнала о том, что есть возможность полетать на самолёте?

— Наш университет предоставляет много возможностей студентам, в их числе оказался и аэроклуб. Моя подруга на первом курсе загорелась этой идеей и рассказала мне о клубе, где можно полетать на А-27. Это лёгкий, многоцелевой самолет, предназначен для выполнения учебно-тренировочных, патрульно-инспекционных, туристических полетов.

Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 метров днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонных ВПП. Я без раздумий приняла решение, что хочу туда пойти. Но по личным причинам, а потом из-за ковида затею пришлось отложить на пару лет. И в 2020 году мне удалось туда попасть.

Тебя подготавливали к полёту?

Нам преподавали теорию, несколько раз мы ездили на аэродром, где нам детально показывали самолёт, его устройство, как его запускать. Практическая и теоретическая часть позволили мне сдать экзамены. В случае провала, естественно, ни о каких полётах можно было и не мечтать. Нам предстояло освоить такие знания как конструкция самолёта, метеорологию, основы управления. Письменный зачёт давал допуск к устному, где инструкторы общались с тобой, проверяя знания и готовность к пилотированию. Свой полёт я совершила спустя полгода подготовки.

Где организовывали полёт?

Мы летали над аэродромом Бобровка. Отдельная история это то, как мы туда добирались. Было жаркое лето, свой путь мы начали в 6 утра. Добираться до места пришлось сначала на электричке, потом жарились на солнце, когда ожидали маршрутку в Кинеле до Бобровки. Дальше пришлось идти пешком тридцатиградусную жару через поле. На тот момент я больше боялась наступить на змею, нежели самого полёта. Но, чего не сделаешь, чтобы осуществить свою мечту.

Ты боялась перед полётом?

Было скорее волнение, чем страх. Страх наступил, когда инструктор отпустил руки от своего штурвала и сказал «Ну, теперь давай сама». Надо сказать, что управление подразумевало наличие двух пилотов, поскольку самолёт учебный, то есть им могли управлять как инструктор, так и я сама равнозначно. Взлёт и посадка самое сложное в управлении самолётом. Сначала инструктор поднимает самолёт в небо, задаёт несколько уточняющих вопросов, а потом даёт тебе управление, отпуская руль. Эмоции не передаваемые.

Сколько длился полёт?

Вообще на каждого человека выделялось 20 минут, пока остальные ждали своей очереди рядом с посадочной полосой. Но у меня вышло несколько дольше. Мы набрали высоту в пятьсот метров. Я пробовала поворачивать самолёт — пробовала делать крен на 40, крен на 60 с инструктором, а потом я сама выполняла крен на 30. Особенно страшно было на снижении, мне не хотелось этого делать. Пока летели, инструктор проверял меня на знания, рассказывал истории про себя и свои полёты. Чувствовалась ответственность, ведь именно я управляла самолётом и от меня зависели исход полёта и наши жизни. Могу сказать, что это было скорее приятное ощущение. Чувства, что мы упадём не было. Сравнить с чем-то ощущения сложно, я считаю, что подобное надо испытать на себе.

Ты бы хотела ещё раз побыть в роли пилота?

Безусловно. Я была готова попробовать ещё раз сразу после полёта. Но спустя время, конечно, хочется управлять чем-то более интересным, чем учебный самолёт.