«Когда не до футбола»: «Самара Арена» займется организацией выставок и экспозиций

Правительство Самарской области выделило 65 млн 320 тысяч рублей на стартап для самого дорогого спортивного объекта России к ЧМ-2018. Соответствующее постановление за подписью первого вице-губернатора Виктора Кудряшова опубликовано на официальном портале регионального кабинета министров. Деньги на создание материально-технической базы для экспозиционно-выставочной деятельности на стадионе «Самара-Арена» направят из резервного фонда губернии, говорится в материалах сообщения.

Средства должны поступить через минспорта Самарской области в виде субсидии после одобрения соответствующей заявки.

На выделенные 65 млн рублей можно будет приобрести необходимое для будущей экспозиции оборудование, материалы и программное обеспечение, разработать дизайн и графическое оформление стендов, написать техническую документацию.

ФОТО: Надежда Острокол

Ключевым показателем эффективности предоставления субсидии будет служить количество организованных в новом выставочном пространстве экспозиций.

Однако минимальное число этих экспозиций не определено. Если результата не будет - деньги придется вернуть в бюджет в течение месяца.

Вместимость «Самара Арены» составляет 45 тысяч зрителей. Объект был специально построен к чемпионату мира по футболу 2018 года. Генподрядчиком строительства выступало «ПСО «Казань». Возведение и дальнейшая эксплуатация объекта сопровождались многочисленными различными скандалами.

Так в начале 2018 года в публичном пространстве появились слухи, что ФИФА «отожмет» у Самары мундиаль, так как город не успевает завершить строительство стадиона к ЧМ. Неоднократно звучали версии, в какой город России переедет самарский этап турнира. Чаще всего назывался Краснодар.

Ценой колоссальных трудовых усилий и кулуарных договоренностей властям региона удалось отстоять мундиаль для Самары. На «Самара Арене» прошли шесть матчей ЧМ-2018 и финал Кубка России сезона-2018/2019. Стадион сдали в эксплуатацию, по данным экспертов, при 70-80 процентной стадии готовности. На объект уже потратили почти 20 млрд рублей, для окончательного завершения стройки нужно еще 5 млрд. Сегодня стадион является домашней ареной для футбольного клуба «Крылья Советов», выступающего в Российской премьер-лиге (РПЛ). Также, на этой площадке дают концерты звезды российской эстрады.

ФОТО: «Прогород Самара»

С 1 января 2020 года стадион и прилегающие объекты (павильоны досмотра, кассы, камеры хранения и КПП для транспорта) безвозмездно перешли в госсобственность Самарской области. Имущество передали специально созданному для управления объектом областному ГАУ «Самара Арена». На стадионе выявили множество недостатков. Весной того же года оператор обратился в московский арбитраж с иском к ПСО с требованием устранить их за свой счёт.

ФОТО: Вадим Афанасьев

Согласно материалам дела, при передаче стадиона из федеральной собственности в региональную было зафиксированы почти 2 тысячи недостатков - начиная от неисправности запорной арматуры во внутриплощадочных теплосетях и заканчивая дефектами системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Ответчик практически сразу же попытался перенести разбирательства из столицы в родной Татарстан. По всей видимости, строители захотели обеспечить более лояльное отношение к ним со стороны Фемиды. Но московский суд отклонил такое заявление ПСО, напомнив истцу, что договорная подсудность приписана в заключённом договоре. Решение устояло в двух судебных инстанциях.

Мы несколько подробно описали ситуацию, чтобы показать, в каких условиях недостроенная «Самара Арена» с 2 тысячами недостатков решила выйти на рекламный рынок.

На сегодняшний центральной площадкой выставочной деятельности в Самарской области является существующий более 30 лет комплекс «Экспо-Волга» на улице Мичурина в Самаре. Очевидно, что компания Андрея Левитана – как главный оператор региона в этой сфере – теперь рискует потерять монопольное положение на рынке. По данным официального сайта общества, ежегодно комплекс реализует около 25 собственных проектов с участием около 3000 компаний. Накопленный трафик за год – почти 200 тысяч посетителей, то есть примерно по 8 тысяч на выставку.

По мнению экспертов, «Самара Арена» при разумной маркетинговой политике запросто может оттеснить «Экспо-Волга» с лидирующих позиций.

Очевидно, что у относительно небольшого комплекса в центре Самары (с его вечными пробками) мало шансов против доступного гигантского стадиона. Кроме того, в борьбе за клиента государственная «Самара Арена» сможет, если нужно, и подемпинговать. Нужно также напомнить, что идея о разумном использовании «мундиального наследия» является одной из приоритетных задач областного правительства.

Скорее всего, найдутся и скептики, мол области «деньги некуда девать, воруют, коррупция». «А нужно ли Самарской области сейчас тратить 65 млн на организацию выставочной деятельности на «Самаре Арене»? – ожидаемо начнут сокрушаться сомневающиеся. - Не выглядит ли такой шаг чиновников, как скрытое лоббирование деятельности определенных бизнесменов? Очевидно, что деньги можно потратить на другие более полезные цели».

Самарский журналист Александр Чувилин со скептиками не соглашается. «Утвержденный бюджет Самарской области на 2022 год - около 240 млрд рублей, поэтому из-за 65 млн точно не обеднеем. – напоминает он. - Если региону есть, что показать, есть, что выставить на показ, то это нужно делать в специально отведенных местах.

«Промышленные выставки сыграли серьезную роль в развитии экономики в конце 19 и начала 20 века. От представителей бизнеса слышал, что это актуально и сейчас. Тем более в условиях санкций промышленность будет активно искать замещение для "отвалившихся" поставок. И выставки - это один из инструментов, чтобы заключить контракты, наладить новые поставки и продавать и закупать оборудование. Если 65 млн - это цена для того, чтобы создать новое пространство, платформу для коммуникаций крупного бизнеса, то это совсем недорого», - подчеркивает Александр Чувилин.

ФОТО: Самара Арена

При этом журналист высказывает опасение, что ГАУ может не продемонстрировать ту самую «разумную маркетинговую политику»: «Если в итоге стадион превратиться в Мир кожи и меха» или «Барахолку», то приветствовать эти траты нельзя. Стадион, строившийся к чемпионату мира по футболу, не должен превратиться в блошиный рынок даже с символической точки зрения».