Кто виноват и что делать: разбираемся, почему дороги в Самаре покрываются ямами каждую весну

Пришла весна, набухли почки, стаял снег,

В Самаре на дорогах вскрылись ямы и колдобины,

Народный крик злости и проклятий наполнил «курмыши»,

В ответ – властные обещанья, что все «починят» до зимы…

Подобная, далеко не поэтичная, ситуация повторятся в Самаре каждую весну, из года в год - одно и тоже, ничего в городе много-много лет не меняется. Весной 2022 года в областной столице опять стартовала очередная ежегодная народная негласная виртуальная игра «Ямка в Самаре». В ней, не сговариваясь, участвуют сотни разозленных горожан. Водители, неравнодушные пешеходы, пенсионеры, блогеры, бизнесмены, коучи, злюки и прочие правдорубы – как только себя граждане не самоидентифицируют.

ФОТО: Вадим Афанасьев

Каждый день озабоченные самарцы «запиливают» и «прикручивают» фотографии с ямами, рытвинами, колеями и колдобинами куда только можно и нельзя - в личные аккаунты и городские паблики соцсетей, жалобные блоки ведомств, на форумы новостных СМИ, портал госуслуг и даже «Яндекс.Пробки». Также люди жалуются на плохие дороги в комментариях на страничках губернатора, мэра, министров и депутатов (в том числе и вездесущего Хинштейна, который уже давно превратился для Самарской области в своего рода нарицательную персону). Можно не сомневаться, была бы возможность самарцы написали бы и в пресловутое «Спортлото». Как правило, фото с ямами сопровождается пояснительным текстом, нередко с далеко нелитературными словами.

ФОТО: Вадим Афанасьев

Ямки и колдобины находятся практически на всех улицах Самары. Если сейчас представить своеобразную карту мегаполиса с нанесенными метками самых разбитых участков дорог, она почти вся окажется красной.

По всей видимости, среднестатистический житель Самары надеется на чудо – вдруг условный чиновник Иван Иваныч увидит фото его «родной» и даст своим подчиненным «ценное указание» заделать ее. И надеется не просто так: в свое время Самара пережила своего рода интернет-революцию – в регионе появилось виртуальное правительство, первые лица города и области постоянно встречаются с блогерами, при Белом Доме сформировали «пул» с лояльных «ломов», проводятся фестивали деятелей интернета, чиновников обязали пойти сначала в «Твиттер», потом в «Инстаграм», а с недавних пор уже и в «ВКонтакте».

Губерния позиционирует себя, как субъект с высокой обратной связью – запущен ЦУР, мониторятся соцсети, власти заверяют, что якобы ни одна жалоба не останется без ответа. Но с «Ямкой в Самаре» всегда происходит лютый облом - «замах на рубль, а удар на копейку».

Ничего не меняется уже много лет, ямы на дорогах превратились в неотъемлемый атрибут самарской весны.

ФОТО: Вадим Афанасьев

Только к ЧМ-2018 вопрос с ямками на дорогах был относительно успешно решен, и то на парадно-выходных улицах. В этом году Самара по состоянию дорожного полотна вернулась в «нулевые годы», считают многие водители.

«Эта весна мне напомнила Самару без дорог, как 10-12 лет назад. Все, что было сделано к ЧМ-2018, когда мы забыли, что такое ямы - этой зимой вернуло нас в неприятную реальность», - констатирует самарский журналист-блогер Алексей Сиверкин.

На «неприятную реальность» езды по улицам Самары и отвратительный ямочный ремонт указывает и самарский предприниматель Роман Турчан.

«Я живу за городом, езжу по 80 км в день, но по Московскому шоссе. У меня всего 3 ямы на обратном маршруте. Но вот если съезжаю или вынужден ездить по городу, то сразу стресс до мата. И это при машине в 2 тонны и полном приводе. Даже резину не меняю пока из-за этого. Зимняя крепче. За городом строят быстро и по ГОСТу, похоже. А в городе латают коровьими лепешками. А где «капиталят», там все равно колея через год», - негодует Турчан.

ФОТО: Илона Боянова

Почему так некачественно в Самаре ремонтируют дороги? Так заплатка иногда уже через месяц разлетается, карточный ремонт живет от силы год-два, капитальный - чуть подольше, но до заявленных по гарантии 5 лет точно не дотягивает. Например, проспект Масленникова сделали примерно 3 года назад. Дорога уже пошла волной, образовались колеи, полно ям.

Из года в год в Самаре наблюдается удручающее положение с дорогами и никакие фотографии и нытье в соцсетях этого не изменят! Бабло победило добро, «ямка в Самаре» будет жить вечно, иронизируют горожане.

ФОТО: Илона Боянова

Кто виноват?

Какие только причины не называли самарские чиновники, почему в городе из года в год повторяется «ямочная весна». Говорили и про недостаточные объемы финансирования, и про особый самарский грунт, и карстовые подвижки, и даже про специфическую зиму с резкими сменами плюсовых/минусовых температур. Зато мало говорят про нарушение технологии строительства.

В той же Финляндии или Швеции еще более суровый климат, но дорожный вопрос там вообще не стоит. Только введение жесткого надзора и неизбежность наказания за «распилы» (огромные штрафы и тюремные сроки) смогут изменить ситуацию. А вот с наказаниями – огромная проблема. Массовых посадок, естественно, нет, только единичные случаи.

Что делать?

Есть малая надежда, что ситуация изменится после завершения специальной военной операции ВС РФ. В условиях жестких санкций и ограниченности финансовых средств, власти наконец-то обратят внимание на дорожные распилы. И начнутся реальные, а не символические, наказания для распильщиков.

По подсчетам российского Союза инженеров-сметчиков, в 85% случаев стоимость дорожного строительства можно считать завышенной на 15–30%. Сметчики с легкостью могут раздувать ее, ничего не нарушая. Сейчас стоимость 1 км дороги в России — $13 млн, для сравнения: в Германии —$12 млн, в Китае — $3 млн.

При этом качество дорожного покрытия в России не идет ни в какое сравнение с европейским: нигде в мире дороги ежегодно не ремонтируют (в Великобритании, например, ремонт осуществляют раз в 15 лет).

По данным реестра госзакупок, ежегодно в Самаре на благоустройство тратят около 1,5 млрд рублей. В этой сумме «зашиты» ямочный и карточный ремонты.

ФОТО: Илона Боянова

Алексей Сиверкин сомневается, что после ВСО что-то поменяется: «Едва ли военная операция как-то изменит требования чиновников к подрядчикам и качеству работ. Это никак не взаимосвязано. Прост хочется верить, что все разрушительные последствия этой зимы устранят быстро».

Зато Роман Турчан смотрит с оптимизмом: «Хочется верить, что контроль над ремонтом дорог станет строже, а личная ответственность дорожников и чиновников вырастет. Пока же наблюдаю каждый год лишь обещания, что дороги в Самаре станут делать лучше, но опять появляются колеи на новом асфальте и ямы каждую весну. Загородные трассы, например, уже стали делать и ремонтировать гораздо качественнее. Мы с семьей переехали пару лет назад в Красный Яр и почти ежедневно наблюдаем это, когда едем в Самару и обратно».