Самарская область заняла 9 место по инвестклимату: объясняем, что это значит для обычных граждан

На Петербургском международном экономическом форуме был представлен очередной ежегодный национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Исследование оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. Результаты рейтинга стимулируют конкуренцию субъектов в борьбе за инвестиции.

Рейтинг составляет Агентство стратегических инициатив. Первая версия документа появилась в 2014 году. В 2022 рейтинг сформировали по расширенной методологии.

Так, лидером в этом году стала Москва. Второе место заняла Республика Татарстан, третье - Московская область. На четвертом месте - Тульская область. Пятое место между собой поделили Республика Башкортостан, Нижегородская область, Тюменская область, Новгородская и Сахалинская области.

Самарскую вместе с Челябинской, Ленинградской, Липецкой и Ивановской областями АСИ поставило на 9-е место. По показателю состояния инвестиционного климата СО сейчас опережают 15 субъектов.

По сравнению с 2021 годом 63-й регион опустился на одну позицию – причем тогда нас опережали 10 регионов. Если верить исследователям, за год нас обошли Санкт-Петербург, Крым, Белгородская, Калужская и Сахалинская области.

«Безусловно, в вопросе снижения рейтинга СО в списке наиболее привлекательных для инвестирования областей, есть огромный соблазн пожурить команду губернатора и областной кабинет министров, - комментирует зампредседателя Совета депутатов Октябрьского района г.о. Самара Дмитрий Асеев. - Но предлагаю быть объективными. Во-первых, инвестклимат это сложная многогранная «сущность», которая по частицам выстраивает облик региона. Это и географическое расположение, наличие инфраструктуры, степень административного барьера для бизнеса в регионе. Не секрет, что в списке субъектов по бюджетной обеспеченности, наша Самарская область — это регион-донор. Т.е. определенную сумму денежных средств СО отправляет в Федеральный бюджет, а не тратит внутри области, на себя родную. Например, в 2021 году, в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговых органах Самарской области, поступило 335,2 млрд руб. А теперь представьте, если данный объём денежных средств будет освоен внутри региона, на ту же инфраструктуру, внешний облик, туризм и т.д., и насколько сразу вырастит облик инвестиционной привлекательности региона. Ровно, как и не справедливо сравнивать области по географическому принципу.

К сожалению, Жигулевское море наверняка никогда не станет таким же популярным, как Черное или Азовское в Крыму, который также находится выше в списке.

С чем действительно стоит согласиться, что у нас однозначно есть проблемы с административным барьером в Самарской области. Это и работа УФНС (особенно в части ставок и условий применения упрощенной системы налогообложения), и иные надзорные ведомства, и тут безусловно у областного правительства есть поле для работы», - добавляет Асеев.

Впервые Самарская область «засветилась» в рейтинге АСИ в 2014 году, когда регионом руководил Николай Меркушкин. Тогда исследователи поставили губернию на 15-е место. Но уже в 2015-м случился резкий обрыв сразу на 30 позиций вниз - на 45 место. Эксперты тогда связали падение с своеобразной экономической политикой Николая Меркушкина, принесшем в регион «ручное управление», традиционное для его родной Республикой Мордовия, которой он руководил с 1995 по 2012 годы.

Традиции Меркушкина управлять вручную и принимать местечковые по «собственному усмотрению» решения (зачастую популистские), очевидно, были негативно оценены экспертами из АСИ.

В итоге сразу 4 года подряд – в 2016, 2017, 2018 и 2019 – Самарская область вообще ни разу не попала в рейтинг АСИ. Для некогда великого индустриального региона – промышленной гордости сначала СССР, а потом и России — это являлось весьма сомнительным достижением. Дмитрий Азаров возглавил область в сентябре 2017 года. По всей видимости, ему более 2-х лет потребовалось на переформатирование после Меркушкина.

«Ответить, однозначно, почему АСИ «стеснялось» выносить вердикт по привлекательности на Самарскую область не ясно. Возможно, не хотело, чтобы за эти годы, Самарская область, своим рейтингом (или наоборот антирейтингом) дискредитировала рейтинг команды «мордовского созидания» на фоне инвестпривлекательности Мордовии)», - поясняет депутат Асеев.

Возвращение в рейтинг произошло только в 2020 году, когда аналитики агентства поставили губернию на 22 место. В 2021-м Самарская область резко улучшила показатели, поднявшись на 8-е место. А в 2022 случилась небольшая коррекция – 9-е место. Справедливости ради отметим, что прыжок вверх обеспечило, в том числе, внедрение групповой оценки – с 2021 года составили начали ставить на одно место по несколько регионов. До 2020 у каждого субъекта была персональная строчка в таблице. Очевидно, что объединение произошло по чисто имиджевым причинам, чтобы никому не было обидно – например, какое-нибудь 10-е место (пусть и поделенное на несколько регионов) всяко лучше, чем 30-е.

«Искренне считаю, что простому народу на этот рейтинг не стоит обращать внимание. От слова совсем. Особенно в этот год, - прокомментировала Ольга Паулова, известный самарский блогер, редактор телеграм-канала «Z -V Паулова Ольга». –

Нам стоит обращать внимание на комфорт нашей жизни в городе и области. А инвестиции пойдут.

Никуда не денутся наши олигархи. Составит Путин с Мишустиным план развития и «потекут» деньги в регионы».

Что за «зверь» этот рейтинг АСИ?

ФОТО: Илона Колмыкова

Рейтинг рассчитывается по 67 показателям в 4 направлениях: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. В частности:

  • учитываются эффективности оказания различных госуслуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность бизнеса типовыми админ-процедурами (например, регистрация юрлиц и прав собственности на недвижимость, выдача разрешений на строительство и лицензий, подключение к электросетям);
  • учитываются инструменты защиты и улучшения инвестиционной среды (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы их поддержки, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП);
  • принимаются во внимание автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, технопарки, промышленные парки и инкубаторы, наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов;
  • оцениваются процедура получения государственного и муниципального заказа для субъектов МСП, необходимая для ведения бизнеса недвижимость и доступность кредитных ресурсов.

Получение информации осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

ФОТО: Илона Колмыкова

Итоги ПМЭФ для Самарской области

Как отметили в региональном Минэкономразвития, по объёму инвестиций, которые подтверждены договоренностями, область превысила прошлый год. Эта сумма более 70 млрд рублей. Например:

  • договорились с «Уралхим» об инвестициях в ТОАЗ более 30 млрд рублей. Средства пойдут как на развитие бизнеса, так и на развитие логистических цепочек, что крайне важно в сегодняшних условиях;
  • регион продолжает развивать партнерство с молодым, но очень значимым инвестором – компанией «Феррони»;
  • подписано дополнительное соглашение о строительстве новой, уникальной школы в Тольятти. Компания инвестирует в проект более 400 млн рублей;
  • с «РЕНОВА» договорились о том, что в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске будет проведена достаточно серьезная модернизация сетей. Это крайне важно для устойчивой работы жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • с «НОВАТЭК» подписали соглашение на 2 млрд рублей о строительстве завода по производству сжиженного природного газа и современных заправочных станций;
  • с компанией «ПроШкола» подписаны концессионные соглашения на строительство сразу трех новых школ в Самаре и Тольятти. Ввести объекты в эксплуатацию планируется уже в 2023 году:
  • по соглашению с компанией «Прокампус» (дочкой ВЭБ.РФ) планируется строительство межвузовского международного студенческого кампуса в Самаре с общим объемом инвестиций более 26 млрд рублей.

Также на ПМЭФ обсудили проекты комплексного развития территорий в Самарской области. В частности, застройку площадки у стадиона «Самара Арена», где планируется возведение межвузовского кампуса на 5 тысяч мест и жилого комплекса, и также проект создания района «Прибрежный парк» в Тольятти.

ФОТО: Надежда Острокол