«Как Самара осталась без водки?»: кредиторы не смогли привлечь ПК «Родник» к ответственности по долгам СК «Родник»

Арбитражный суд Самарской области отказал привлекать к субсидиарной ответственности ООО «Поволжский комбинат "Родник"» по долгам ООО «Самарский комбинат "Родник"». Такое сообщение появилось на юридическом спецпортале «PROбанкроство». Иск был подан ФНС. ПК «Родник» появился накануне банкротства СК «Родник».

Налоговики считают виновными в банкротстве СК «Родник» директоров Вячеслава Дормидонтова и Павла Сметану, действующего преемника предприятия в лице ПК «Родник», фирму «Интеллектуальное право» (как владельца товарных знаков «Родника»), компанию «Промышленные технологии» (как инициатора банкротства СК «Родник» и владельца недвижимости завода).

Не запутались? А это всего лишь крайне упрощенное описание дела, которое в картотеке арбитражных дел занимает почти 40 страниц перечислений судебных заседаний и постановлений, жалоб и заявлений. Одних только третьих лиц в материалах фигурирует около 30. Среди них – полиция, банки, госучреждения, компании, частные лица. Пожалуй, ни одно арбитражное дело в Самарской области не может сравниться с процессом по банкротству «Родника» по размаху и числу участников.

Долги банкрота оцениваются в 4,35 млрд рублей.

Как же Самара осталась без водки?

Самарский завод «Родник» много лет успешно работал, выпускал водку под собственными брендами, регулярно платил налоги в бюджеты всех уровней – причем являлся одним из крупнейших плательщиков в казну региону. Однако в январе 2014 года на предприятии прошел рейд Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Фото: Анастасия Подгорная

На заводе обнаружили около 700 тонн неучтенного этилового спирта и фиктивные акцизные марки. Вслед за полицейскими комбинатом заинтересовалось и «Росалкогольрегулирование».

Надзорный орган быстро лишил лицензий на производство и хранение алкогольной продукции как сам завод «Родник», так и поставщика сырья - спиртзавод «Буян». Это парализовало алкогольный бизнес компании. Договориться с РАР ее собственникам не удалось. Не помогла и регистрация нового юрлица.

Как писали тогда СМИ, основным условием перезапуска «Родника» со стороны регулятора была смена владельцев предприятия. Утверждалось, что интерес к успешному бизнесу с огромными оборотами и собственной розничной сетью проявило облправительство во главе с тогдашним губернатором Николаем Меркушкиным. В том числе по его инициативе РАР приостановило действие лицензии «Родника». А в июне 2014 года Арбитражный суд СО полностью лишил общество документа.

При всем этом Меркушкин обещал, что «Родник» перейдет в областную собственность.

То есть, прибыль от производства водки, по словам Николая Ивановича, будет поступать в региональный бюджет, фактически в пользу всех жителей губернии. Но этого не случилось. На горизонте появилось ГК «Кристалл-Лефортово», имеющая основное производство в Мордовии (которой долгие годы до назначения в СО руководил Меркушкин).

Фото: rodnik-samara и пресс-служба прав. СО Коллаж: «Прогород Самара»

«Меркушкин принимал активнейшее участие в нашем приходе на «Родник». Он как губернатор был заинтересован, чтобы завод работал и обеспечивал регион налоговыми поступлениями», - признался потом гендиректор водочного комбината Павел Сметана.

В итоге ГК «Кристалл-Лефортово» получила 49 процентов акций «Родника» всего за 350 млн рублей, причем их обязались выплатить прежним собственникам в течение 3 лет. По мнению экспертов, это была явно заниженная сумма и холдинг «Мико» буквально вынудили продать акции после административного давления и лишения лицензии. После этого производство на «Роднике» частично возобновилось.

Осенью 2017 года Меркушкин был отправлен в отставку. И у ГК «Кристалл-Лефортово» начались проблемы.

Уже в марте 2018 года остановилось производство. Прозвучали заявления о том, что комбинат будет закрыт навсегда, а 650 сотрудников потеряют работу. В проблемах водочного комбината Сметана открыто обвинил главу налоговой службы Самарской области. Налоговики удивились претензиям бизнесмена. В региональном УФНС сообщили, что действовали строго в рамках законодательства. Вскоре выяснилось, что еще два водочных подразделения ГК в Курске и Саранске находятся «в фазе прекращения деятельности», но там почему-то не звучали обвинения в адрес налоговиков. На самом деле…

проблемы у «Кристалл-Лефортово» возникли из-за неудачной попытки приобрести бизнес некогда крупнейшего в России игрока на рынке водки — столичной «Статус-групп».

На фоне происходящего компании Сметаны стали проходить процедуру банкротства и терять контроль над своими заводами. В начале 2018 года стало известно о планах «кристалловцев» приостановить производство в Самаре «в связи с финансовыми проблемами». Узнав о трудностях «партнера», самарские акционеры «Родника» решили вернуть себе управление заводом. В марте 2018 года директором СК «Родник» был назначен экс-депутат городской думы Самары Вячеслав Дормидонтов. Дормидонтов сразу же заявил о планах реанимировать производство на «Роднике» и сохранить трудовой коллектив.

В июле 2018 года ООО «Промышленные технологии» потребовало признания СК «Родник» банкротом из-за формального долга в 1,6 млн рублей, и уже в декабре Арбитражный суд СО ввел на предприятии процедуру наблюдения.

Осенью того же года «Кристалл-Лефортово» вывела конфликт с самарцами в публичную плоскость. Смену руководства москвичи назвали «захватом» и заявили, что ей предшествовала «блокировка деятельности завода». По мнению представителей ГК, это было сделано якобы для «вывода с завода активов» и перехода «к контролируемому преднамеренному банкротству».

В ноябре 2018 года по адресу Ветлянская, 50 (по которому официально прописан СК «Родник») было зарегистрировано новое ООО «Поволжский комбинат "Родник"». В графе «вид деятельности» было недвусмысленно прописано – «Производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров». Уставный капитал - 80 млн рублей. Гендиректором и учредителем общества был указан вице-президент Самарской областной федерации гребли на байдарках и каноэ Владимир Ладоша.

15 января 2021 года на заводе ввели конкурсное производство. Это означало, что имущество предприятия продадут на торгах, чтобы выручить деньги и вернуть долги кредиторам.

В июне 2021 года конкурсный управляющий ООО Самарский комбинат «Родник» направил в арбитражный суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности на 3,67 млрд рублей.

В процессе банкротства к «Роднику» предъявлено 31 требование кредиторов. Общая сумма требований (основной долг), включенных в реестр, составляет 3,2 млрд рублей. Основными кредиторами выступают банк «АК Барс» (41,6%), банк «ОФК» в лице «Агентства по страхованию вкладов» (22,4%) и УФНС по Самарской области (11,8%). При этом в арбитраже еще рассматриваются не включенные пока в реестр требования кредиторов. В частности, московское ООО «Интелпро» в марте 2021 года обратилось с заявлением о рекордном долге в 11,9 млрд рублей.

Постскриптум

Очевидно, что фундаментальным событием во всей этой истории стали события января 2014 года.

Из-за волюнтаристского решения «прессовать завод» область за 8 лет потеряла налоговых платежей, как минимум, на 10 миллиардов рублей.

Что на порядок больше от предполагаемого ущерба от налоговых недоимок. «700 тонн неучтенного спирта» — это максимум 280 млн рублей по продажной цене (если посчитать по минимальной стоимости водки - 199 рублей - в момент рейда). По факту же ущерб - значительно меньше. Решившиеся на водочную спецоперацию самарские чиновники оказались посредственными стратегами, отметили на анонимных условиях опрошенные «ПГС» эксперты. Вряд ли к «Роднику» нужно было применять максимально жесткие санкции - не обязательно было закрывать завод, задействовать на него РАР, отбирать лицензию и в итоге увольнять людей. Закон предусматривал более гуманные наказания и методы воздействия, но чиновники, увы, ими не воспользовались. Проиграли в итоге жители Самарской области.

Но даже при такой плохой посредственной игре чиновников эксперты призывают уважать закон.

«Закон суров, но это - закон. Так гласит древнее латинское выражение, - говорит адвокат Алина Немродова. - Безусловно, бизнес и его влияние на развитие региона заслуживают поддержки. Но вопрос справедливости и наказания, соответствующего этому принципу - всегда в приоритете. Особенно когда правонарушение совершает представитель крупного бизнеса, публичный субъект. Можем ли мы простить ему многомиллионные долги перед государством и контрагентами только лишь потому, что на его производстве занято много людей? А как бы мы поступили, если бы виновным был не крупный бизнесмен, а простой работяга-предприниматель?

Несмотря на потери рабочих мест и дохода региона от налогов, незаконное смягчение наказания порождает сомнения в справедливости и независимости судебной системы.

И не взирая на сожаление о негативных последствиях для завода, полагаю, что законные санкции восстановят нарушенные права его кредиторов и послужат отрицательным примером для остальных».

Фото: Вадим Афанасьев

Судя по всему, череда черных полос для «Родника» еще не закончилась. «Водочная» война продолжается. Однозначно, впереди – новые суды и разбирательства. Будем надеяться, что самарцам все-таки не придется поднимать за упокой 50 граммов продукции, которую раньше выпускал «Родник».