"Осталось 4 года": рассказываем, что нужно знать владельцам гаражей в Самарской области

В Самарской области подвели итоги «гаражной амнистии» за год – с 1 сентября 2021 года. За это время жители региона оформили 752 объекта недвижимости, сообщает региональное Управление Росреестра.

Закон о «гаражной амнистии» (ГА) вступил в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать до 1 сентября 2026-го. До указанной даты гражданин, использующий гараж, который является объектом капитального строительства и возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до декабря 2004 года), имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж. Воспользоваться законом о ГА могут также наследники владельцев таких гаражей. На самовольные постройки закон о ГА не распространяется.

ФОТО: Вадим Афанасьев

По данным ведомства, лидерами процесса по «легализации» гаражей стали Новокуйбышевск (178), Безенчукский район (118), Тольятти (108), Самара (87) и Жигулевск (66). Обращает на себя внимание достаточно скромный показатель областной столицы – в огромном миллионнике с населением в почти 1,2 млн человек «амнистировали» в 2 раза меньше гаражей, чем в «небольшом» Новокуйбышевске, где проживает чуть более 100 тысяч.

«Секретами» успеха поделился глава г.о. Новокуйбышевк Сергей Марков: «Новокуйбышевцы смогли зарегистрировать права на объекты, стать добросовестными собственниками, обезопасить свою недвижимость, а также получили возможность продать или передать гаражи по наследству. Город обрел законные строения, и мы совместно с новокуйбышевским отделом Управления Росреестра продолжаем наводить порядок в этой сфере. Это непросто, с каждым заявителем работаем индивидуально и помогаем гражданам в поиске документов для оформления гаража. Держу вопрос реализации этого социально-значимого закона на личном контроле».

«Нелегалов» много

Сколько всего в Самаре нелегальных гаражей, достоверно не известно. В интернете встречаются разные оценки – от 25 до 40 тысяч штук. В профильном «Реестре самовольно установленных объектов, подлежащих демонтажу», опубликованном на сайте мэрии Самары, есть только данные по Кировскому району. Согласно последнему обновлению документа от 13 сентября 2022 года, чиновники насчитали здесь свыше 4 тысяч проблемных гаражей. В Кировской районе проживает примерно шестая часть жителей Самары. Таким образом, указанные оценки об объемах нелегальных гаражей в Самаре вполне имеют право на существование.

Покажи мне фундамент

Наличие заглублённого фундамента — обязательное условие для того, чтобы отнести строение к объектам капитального строительства. Самострой — это все то, что построено без согласований и разрешений, не считаясь ни с кем. О самовольном строительстве пишут много и будут писать, пока суды не разгребут наследие девяностых и нулевых.

Но здесь море нюансов. Невозможно «двумя словами» описать эти, казалось бы, простые юридические термины. Этим занимаются специалисты. Сколько из самарских гаражных «нелегалов» можно «легализовать» - очень трудный вопрос. Вряд ли кто в Самаре знает на него точный ответ. По подсчётам экспертов, под гаражную амнистию могут попасть 2/3 существующих построек - это огромное количество. Суть «гаражной амнистии» в том, что владелец сможет в упрощенном порядке оформить гараж в собственность, противостоять сносу, а при необходимости продать или передать по наследству.

Фото: Вадим Афанасьев

По данным городских властей, самой проблемной гаражной локацией является улица Ташкентская. В «Реестре самовольно установленных объектов» говорится о почти 1 тысяче незаконных гаражей вдоль этой улицы. Их здесь «понатыкали» хаотично, практически во все свободные места.

Часто очень трудно определить, является ли нелегальный гараж «капиталкой» или «самоволкой». Нужна экспертиза!

«Судья не является специалистом в области строительства, поэтому назначает по делу судебную строительно-техническую экспертизу, - говорит самарский юрист Сергей Попов. - На разрешение эксперта ставится прямой вопрос: «Является ли здание объектом капитального или некапитального строительства и возможно ли его перемещение без соразмерного ущерба?» Чтобы ответить на вопрос эксперт проверяет строение на соответствие критериям капитального объекта».

Не все гаражи можно зарегистрировать. Есть целый перечень ограничений. Так, под гаражную амнистию не попадают: самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах; гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (декабря 2004 года); а также гаражи-ракушки. Для легализации гаража с документами для начала можно прийти в МФЦ или обратиться напрямую в Росреестр. Заявление же будет рассматривать орган местного самоуправления.

Фото: Вадим Афанасьев

Практически каждый месяц самарские городские власти обращаются к водителям с предложением увезти нелегальный гараж: «Администрация предлагает Вам добровольно, своими силами и за свой счет в месячный срок вывезти внесенный в Реестр объект. При неисполнении предложения о добровольном вывозе, Администрацией в рамках полномочий предполагается проведение мероприятия по принудительному демонтажу и вывозу указанных объектов. Возмещение затрат, понесенных Администрацией на проведение указанных работ, будет возложено на владельца демонтируемого объекта».

Снос проблемных сооружений создает существенную нагрузку на бюджеты районов. Так, демонтаж и транспортировка одного объекта варьируется от 10 до 20 тысяч рублей. Цена зависит от размера гаража, расположения объекта, сложности работ и способа транспортировки. Процедура утилизации гаражей не регламентирована, из-за чего районам приходится дополнительно тратить деньги на их длительное хранение. Чтобы вывезти все гаражи в Самаре, нужно почти 500 млн рублей. Это большие деньги для районов. Очевидно, что процесс борьбы с незаконными гаражами будет продолжаться еще несколько лет. Самарская юрист и общественник Инна Севостьянова указывает и на возможные проблемы во взаимодействии с районными чиновниками:

«По опыту с узаконением перепланировок, рекламных конструкций — это кара небесная какая-то. Народ, думаю, наелся взаимодействием с районными чиновниками сполна. И вопрос не в кривых законах. Вопрос в людях, которые сидят там в роли принимающих решения.».

ВЫВОДЫ

«Гаражная амнистия» - явление для России новое. Вопросов остается много, начиная с того, что понятие «гараж» вообще отсутствует в российском праве и законодательстве. «Амнистия» будет действовать до 2026 года. Но, лучше, конечно, не затягивать. И не бегать по инстанциям с вопросами и бумагами. Итоги первого года показали, что люди решили отложить гаражный вопрос на «потом». Многие вообще надеются «авось пронесет». Но лучше все-таки поспешить. И в непростых случаях следует обратиться к профильным специалистам, которые знают все о земельном и кадастровом праве, готовы приехать, произвести замеры и расчёты, подготовить документы, освободить от ненужной волокиты и нервотрепки.