«Вся моя жизнь связана с театром»: самарский режиссер рассказал о трудностях профессии, призвании и тестостероне.
Станислав Полихин – режиссер-постановщик, актер театра и кино, основатель театра пантомимы «ГримАсы», преподаватель, автор видеороликов, участник и призер различных театральных премий, создатель драматических произведений и волшебных детских сказок...
Как все это уживается в одном человеке? Легко – ведь вся жизнь Станислава связана с искусством и творчеством. Для него новые проекты – не бешеная гонка за успехом, а поиск новых возможностей рассказать этому миру о добром и вечном.


Съемочная группа портала PROGORODSAMARA встретились со Станиславом и узнала о творческом пути, мечтах и планах на будущее.

Уже традиционно мы совместили интервью с тест-драйвом нового автомобиля китайского бренда из дилерского центра АсАвто Север на Алма-Атинской. В этот день Самару накрыл снегопад, к которому дорожные службы как обычно были не готовы — и чтобы не увязнуть мы выбрали мощный полноприводный кроссовер OMODA C5.
Станислав изучил выставочный образец в автосалоне — модель определенно интересная и стоит внимания.
- Отец военный, мать медсестра, в семье из театральной среды никого нет. Меня сама судьба мягко подвела к выбору профессии. Я был открытым ребенком, пародировал разных ведущих, артистов с телеэкранов, на табуреточке читал стихи с выражением на всех семейных праздниках. В школе было два обязательных предмета: театр и танец. С этого и началась моя жизнь в искусстве. В разные периоды школьной жизни, я ходил в музыкальную школу на класс домры, в секции плавания, настольного тенниса, волейбола, бальные танцы. Я тогда не подозревал как мне все это поможет в дальнейшем в профессии. Потом я переехал в другой город. Без такого ритма жизни мне уже было скучно. И вновь судьба преподнесла мне подарок. В новой школе была театральная студия, я не задумываясь пошёл туда. К 11 классу моя судьба определилась окончательно.
А пока готовили автомобиль для тест-драйва, Станислав рассказал, с чего же начался его путь в мир театра:
Я поступил в Самарскую академию культуры и искусств (сейчас это СГИК), на театральный факультет, кафедра театральной режиссуры. Учился я с большим интересом, занятия по специальности не пропускал. Мастером курса был легендарный Виктор Алексеевич Тимофеев - сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. Он также был основателем театра «Город», где я проходил практику. Этот театр, кстати, и стал моим первым местом работы в качестве режиссёра, а первый поставленный мною спектакль там до сих пор идет. И с тех пор все, что я делаю, связано с режиссурой и постановкой – так или иначе.

- Закончив институт, я поехал в Москву, и работал в кино в цехе художника по декорациям и в качестве преподавателя театральных дисциплин – в некоторых московских театральных студиях. А потом мне предложили поставить спектакль в театре «Самарская площадь». В 2012 году я вернулся в Самару и начал работу. Поставил спектакль по сказке Григория Остера «38 попугаев», мы ее назвали «Новые приключения удава» и параллельно начал работать в театре «Самарская площадь» над спектаклем «Тестостерон» - В прошлом году ему исполнилось 10 лет. Потом было несколько спектаклей в театре «Город», в основном это были сказки, потому что была необходимость в них. «По зелёным холмама океана», «Кошка, Маруся и цирк», «День рожденья Волка», «Пумасипа» - эти сказки вы можете увидеть в театре и по сей день. Периодически я уезжал в Москву. Там успел поработать, чем очень горжусь, с Сергеем Тарамаевым и Любой Львовой. Потрясающие люди.

В Москве, в кино я работал на разных должностях – от администратора по съемочной площадке до помощника режиссера.
У нас была маленькая команда, снимали артхаусное кино - «Зимний путь» и «Метаморфозис».
А прошедшим летом я ездил поработать в ремейке турецкого сериала «Постучись в мою дверь», он так и называется. Скоро этот сериал выйдет на экраны.
Потом было несколько спектаклей в театре «Город», в основном это были сказки, потому что была необходимость в них, особенно под Новый год. Там был и «Кошка, Маруся и цирк», потом «Пумасипа». И периодически я уезжал в Москву. Там успел поработать, чем очень горжусь, с Сережей Тарамаев и Любой Львовой. Они в свое время учились у Петра Фоменко и сами начали снимать фильмы.
- Я уверен - театр должен стать призванием для любого человека, который решил работать в этой сфере. Призвание – от слова «призван». Это не сиюминутное желание, которое растает после первой неудачи. И это не про какой-то практичный бизнес-план, когда ты придумал, где выгоднее. Профессия выбрала и призвала тебя.

Но наличие призвания не освобождает от труда. Любой талант нуждается в проработке, в развитии – иначе получается актер одной роли, режиссер одной постановки. Может, я баловень судьбы, но для меня это легкий труд, потому что я занимаюсь любимым делом.

Когда я поступал в институт, мне было 17 лет, я почти ничего не знал о режиссуре. За плечами был только актёрский опыт. За пять лет обучения я влюбился в эту профессию. Мне нравится ставить спектакли, быть во главе огромной машины, запускать все её винтики, раздавать задачи художнику, композитору, актерам. Это такая потрясающая свобода в возможности реализации своих замыслов… но и большая ответственность. Поэтому без умения напряженно работать, отдавать делу всего себя ничего не получается.
Как ты считаешь, профессия режиссера – это тяжелый труд, ежедневная работа над собой или призвание?
Непогода и необходимость вести новый и незнакомый автомобиль не помешали Станиславу разворачивать ретроспективу своей жизни. Отчасти потому что наш герой хороший водитель и отчасти – потому что OMODA C5 оснащена всеми современными системами. Управлять ими можно или с помощью голосовых команд, или через сенсорную панель. Удобно переключать режимы движения, включать подогрев сидений, аварийную сигнализацию – все на экране. Здесь есть камера 540, полный пакет ADAS, место для беспроводной зарядки телефона, бесключевой доступ и многое другое. Автомобиль реагирует на ситуацию в дороге и предупреждает водителя. А еще это просто красиво - OMODA C5 имеет современный вид с ярко выраженным футуристичным стилем.
- Одна из самых сложных задач в работе режиссера это работа с актерами, потому что самое тяжелое в актерстве – подчиняться воле режиссера. Представьте себе актёра – творческую личность со своими жизненным и профессиональным опытом, со своим взглядом на мир – и тут приходит режиссёр, который навязывает свою волю в отношении роли, работы над спектаклем и тому подобные вещи.
Я часто видел, как актер сначала сопротивляется в репетиции – и это нормально, это наша естественная живая реакция. Но настоящий профессионал также понимает необходимость вовремя уступить воле режиссера, стать частью слаженного механизма, и вместе с целой командой создать произведение искусство.
Режиссеру важно уметь зажечь актера или потушить его пыл – поэтому без хорошего знания психологии тут никуда. Уметь выстроить действие таким образом, чтобы оно захватывало, шло естественным путем, доносило смыслы и идеи. Лично я считаю, что действительно крутая режиссерская работа – это та, которую зритель не замечает. Он смотрит фильм или спектакль, он увлечен действием, красотой картинки, восхищен игрой актеров – и не задумывается над тем, что все это придумал, собрал по кусочкам и довел до совершенства именно режиссер.

Что касается непосредственно трудностей в профессии режиссера, то, пожалуй, сложно из театрального режиссера в кино перебираться. В кино больше технических составляющих. Кадр, план, крупность, движение камеры, монтаж. Всего этого театр лишен. Когда я стал перебираться из театра в кино как режиссёр, пришлось вновь сесть за книжки и подтянуть матчасть. Это было интересно и сложно одновременно.

- Что, на твой взгляд, самое сложное в работе?
Конечно, всем известно уже и без моей рекомендации, что в нашей области есть самородок – театр «Грань». Смело могу порекомендовать сходить туда. Художественный руководитель театра – Денис Бокурадзе, кстати, учился у того же мастера, что и я.
В целом стало появляться много молодых коллективов, частных театров. Я считаю, что это очень положительная тенденция. Хочешь ты в театр классический, с залом, занавесом – пожалуйста. Хочешь посмотреть спектакль артхаусный – пожалуйста. Так что театральная жизнь кипит.
- Многие актеры и режиссеры редко ходят в другие театры в силу занятости в своём. Я не исключение. Здесь вам лучше спросить какого-нибудь искушённого зрителя, он вам больше скажет.

Тем не менее от коллег я получаю информацию. Часто большие академические театры боятся терять лицо и не экспериментируют. Но вот в нашем театре драмы им. Горького выпустили довольно резонансные «Мёртвые души». Столько уже наслышан об этом, что обязательно хочу сходить.
Театр «Город» - негосударственный театр и может себе позволить больше свободы. У нас много разных форматов… Например, читки пьес, которые в последующем, если зритель поддерживает, становятся спектаклями. Так как в последние годы театр «Город» базируется в областной библиотеке имени В.И.Ленина, то мы очень много взаимодействуем с библиотекой. У них есть галерея «Новое пространство», где проводят разные читки, концерты, перфомансы, и театр «Город» активно участвует в этих мероприятиях.
- Что можешь сказать о театральной жизни Самары? Может, есть спектакли, на которые посоветовал бы сходить?
Дети свободней взрослых в проявлении чувств. Если им нравится происходящее на сцене –они не стесняются смеяться, аплодировать, поддерживать персонажей. Если не нравится – они не будут долго терпеть и найдут себе более увлекательное занятие, либо прямо посреди представления во весь голос скажут: «Мам, когда мы уже домой пойдем?». Поэтому приходится постараться всем: и режиссёру и актёрам, чтобы захватить и удержать внимание маленьких зрителей.
Есть такая тенденция: театр, если, конечно, это не ТЮЗ или кукольный, строит свой репертуар на взрослых спектаклях. Любого режиссера спроси о значимых спектаклях в его карьере, он ответит, что Чехова ставил, Шекспира, Вырыпаева и т.д. Я же поставил более шести детских спектаклей – и горжусь ими не меньше, чем спектаклями для взрослой публики.
- Детские сказки или взрослые произведения? Что для тебя интереснее, сложнее?
Сказки – это возможность творить волшебство, проявлять фантазию в полной мере. Например, в «Пумасипе», сказке про крайний север, мы долго думали, как сделать снег. И вдруг я вспомнил свой опыт работы аниматором на детских праздниках в студенчестве. У нас было бумажное шоу: нарезалось лапшой очень много белой бумаги и разбрасывалось по всей площадке. Эта лапша шуршала, летала во все стороны, выглядела как сугробы. Дети приходили в дикий восторг играя с ней. Это я и сделал в спектакле «Пумасипа». Удачное решение на мой взгляд, визуально мы добились многоразовых фактурных сугробов. Мы разрешаем маленьким зрителям подниматься на сцену после спектакля к актерам, чтобы сделать фото на память и поиграть со «снегом» – и их еще минут 40 не оттащишь от этой «лапши».
Поэтому всё зависит от качества спектакля. Мне нравятся хорошие спектакли, неважно детские или взрослые.
- Мне хочется, чтобы в Самаре была своя большая киностудия. Как есть Ленфильм, Мосфильм, есть Горьковская киностудия. Чтобы снимать полные метры, чтобы была команда профессионалов. У нас есть предпосылки к этому, но пока все разрозненно работают. Может быть, удастся всех объединить.
- Каких проектов тебе не хватает в Самаре?
- Трудитесь, не ленитесь, не надейтесь только на свой талант. Если вам говорили в детстве, что вы талантливый, не опирайтесь на этот опыт, трудитесь. Очень мало замечаю артистов, которые владеют ремеслом в полной мере. Что я имею ввиду? Для актера важно не только в совершенстве владеть своим телом – петь и танцевать, но и играть на одном или нескольких музыкальных инструментах, знать иностранные языки, управлять автомобилем. Вот это ремесло плюс талант, который есть изначально, дадут потрясающий результат. Наш мастер на курсе говорил: «Нужно играть так, чтобы зритель не вышел на сцену и не сказал: «Да я сыграю также!».
- Что бы хотел посоветовать начинающим актерам или будущим режиссерам, которые как ты когда-то с нуля пришли в профессию?
OMODA АсАвто Север
Герой проекта: Станислав Полихин
Видеооператор: Артем Широнин
Фотограф: Олеся Широнина
Автор текста: Екатерина Босова
Самара, Алма-Атинская ул., 87,
Тел.: +7 (846) 211-58-83
omoda-smr.ru
Реклама ООО "АсАвто на Алма-Атинской"
LjN8K9Pqo