50-е годы XX века в нашей стране были временем "оттепели". Это отразилось и на автомобильной промышленности. Идея народного и относительно доступного автомобиля буквально носилась в воздухе. Так, в 1956 году на МЗМА (в будущем, АЗЛК) принялись разрабатывать малогабаритный автомобиль "Москвич-444", прототип знаменитого "Горбатого".
"Москвич-444"
Схема автомобиля "ЗАЗ-965А"
ЗАЗ-965 был создан в кратчайшие сроки, уже 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Без оглядки на зарубежные аналоги не обошлось. Конструкция кузова и задняя подвеска конструкторы позаимствовали у "Фиат-600", переднюю подвеску подсмотрели – у "Фольксваген-Жук". Двигателем после долгих поисков, стал V-образный четырёхцилиндровый мотор, отечественной разработки. Производство было организовано в Запорожье, на перепрофилированном комбайновом заводе "Коммунар".
"Фиат-600" и "Фольксваген-Жук" - главные прототипы для "Запорожца"
Конвейер ЗАЗа
БелАЗ и "Запорожец" - два полюса автопрома СССР
Внешне автомобиль напоминает большую букашку. Его вид вызывает добрую улыбку.
У "Запорожца" всё было наоборот. Мотор в "багажнике" ...
...а в "моторе" багажник
МеМЗ-966. Обратите внимание на отопитель салона в левой части моторного отсека. Этот узел вызывал частые нарекания у владельцев своей капризностью и пожароопасностью.
"ЗАЗ-965" стал последним отечественным авто, у которого передние двери отрываются против движения
Хром на данном экземпляре родной. А ведь машине без малого 50 лет!
Автомобиль вовсе не такой неудобный, как это может показаться снаружи. В передней часть салона сносно могут расположиться водитель и пассажир. Динамика, конечно, по современным меркам несерьёзная. Но 27-сильный двигатель (это модернизированная версия 1965 года) уверенно тарахтит, натужно пытаясь разогнать 650 кг собственного веса и трёх пассажиров.
Спартанский интерьер 50 лет назад не вызывал ни у кого вопросов. На небольшие дистанции вполне возможно усидеть без боли в спине от тщедушного кресла. Создатели явно руководствовались простотой и минимализмом при проектировании внутреннего убранства авто.
"Звёздный" маскот советской микролитражки
Едем по живописной дороге с полуразбитым асфальтом. Вот здесь 965-й в родной стихии. Проходимость у "Запорожца" вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как у современных кроссоверов - 175 мм. Полностью независимые подвески – спереди торсионная, сзади пружинная, совершенно равнодушна к ухабам.
Владимир, владелец:
Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 – фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.
"Автомобиль был куплен в Ивановской области, в глухой деревне. Везли его в Самару на прицепе от квадроцикла, вошёл сантиметр в сантиметр. Машина была в очень хорошем состоянии, даже краска родная - всё-таки один владелец и гаражное хранение. "Горбик" стал моим вторым ретро автомобилем. Первый - ГАЗ-69, приобретенный в очень «уезженном» состоянии. Его я строил под внедорожные соревнования (правда, пустить «газик» на них у меня рука так и не поднялась). А вот «Запорожец» изначально брался под реставрацию, максимально близкое к оригинальному. Хотелось именно 965-й — машина нынче редкая и по-своему, красивая.
Вместе с машиной мне досталось много совершенно новых запчастей, в советском союзе люди основательно запасались ими.
Как я уже говорил, машина отлично сохранилась. Полвека, а мотор родной, очагов сквозной коррозии нет. Сразу после покупки была проведена ревизия мотора. Хочется как можно больше оставить оригинальных деталей в автомобиле. Планирую полностью разбирать «Горбик», перебрать подвеску, отпескоструить кузов и перекрашивать в аналогичный цвет. Конструкция машина ремонтнопригодная, поэтому работу стараюсь выполнять своими руками Другими словами, предстоит большая работа по восстановлению до идеала.
Сейчас, выезжаю по выходным в город, машина уверена держится в потоке. А летом посетили авиашоу в Бобровке, где выставлялись ретро-автомобили. «Запорожец» прошёл 100 км своим ходом. Была лишь одна небольшая поломка — слетели клеммы с аккумулятора.
Вообще, считаю, что олдтаймер-движение в Самаре нужно развивать. Люди должны помнить, что и у нас был свой автопром. И ведь какой, тот же 965 не уступал зарубежным аналогам! А сохранившиеся машины — живая история нашей страны!"