По информации Expert.ru, российские правоохранительные органы, три года занимавшиеся расследованием многочисленных преступлений на крупнейшем в мире предприятии по производству аммиака, «Тольяттиазоте», наконец перешли к решительным действиям. За несколько дней до Нового года Басманный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета одно за другим вынес постановления о заочном аресте сразу четырех фигурантов уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах, совершенном по предварительному сговору группой лиц.
Это главный акционер и председатель совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай, его отец Владимир Махлай, а также два гражданина Швейцарии — Андреас Циви и Беат Рупрехт, возглавляющие трейдерские компании Ameropa и Nitrochem Distribution («дочка» Ameropa), через которые «Тольяттиазот» ведет практически все свои экспортные операции. При этом Ameropa еще и акционер «Тольяттиазота», она контролирует почти 12% его акций.
Все заочно арестованные лица уже десять лет имеют иностранное гражданство и не появляются в России, поэтому принято решение объявить их в международный розыск, в том числе через Интерпол. В судебном постановлении особо подчеркивается, что действия, в которых обвиняются фигуранты дела, «не связаны с предпринимательской деятельностью»; в то же время, «находясь на свободе, они могут оказывать давление на свидетелей, уничтожать доказательства и иным образом воспрепятствовать производству по делу». «Арест дает основания следствию начать процесс экстрадиции обвиняемых из-за границы. И хотя Швейцария, Великобритания и США своих граждан не выдают, но на территории других стран они вполне могут быть задержаны и впоследствии переданы России», — подчеркивают юристы.
Напомним, что уголовное дело против главных собственников и руководителей «Тольяттиазота» СКР возбудил в 2012 году по заявлению миноритарного акционера этого предприятия — компании «Уралхим», которая контролирует почти 10% его акций. По версии следствия, в 2008–2011 годах «лица, принимающие управленческие решения», разработали и реализовали схему, в соответствии с которой «Тольяттиазот» поставлял аммиак и карбамид на экспорт по заниженным ценам аффилированным с мажоритарными акционерами структурам, в частности все тем же Ameropa и Nitrochem Distribution.
Эти компании принадлежали давнему партнеру семьи Махлаев Феликсу Циви, а теперь ими владеет его сын Андреас. Впоследствии они перепродавали химическое сырье уже по мировым ценам независимым покупателям, а вырученные средства делили между собой. В результате действия такой схемы прибыль «Тольяттиазота» систематически занижалась, миноритарные акционеры предприятия, в том числе «Уралхим», лишались значительной части дивидендов, а государство потеряло налоговые доходы в бюджет, говорят в СКР. Анализ таможенных деклараций «Тольяттиазота» и существовавших в то время тарифов на транспортировку, а также сопоставление этих данных с ценами на аммиак и карбамид в портах Черного и Средиземного морей показал, что отпускная цена завода швейцарским трейдерам в большинстве случаев отличалась от рыночной примерно на 40%.
По расчетам Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), общая сумма недополученного «Тольяттиазотом» за четыре года дохода только по аммиаку и карбамиду составила 560 млн долларов, а потерянный бюджетом налог на прибыль превысил 110 млн долларов.
Но это еще не все. Как выяснило следствие, руководство «Тольяттиазота» не только систематически уходило от налогов, но и вовсю выводило активы с предприятия в подконтрольные мажоритарным акционерам структуры. Этим, в частности, занимался гендиректор управляющей компании «Корпорация “Тольяттиазот”» Евгений Королев. Еще в начале 2013 года следственные органы Приволжского федерального округа пытались вызвать его на допрос, однако он успел выехать в Лондон. В 2010 году Королев продал часть производства аммиака «Тольяттиазота» и все производство метанола, в частности новейший агрегат производительностью 450 тыс. тонн метанола в год, введенный в эксплуатацию в 2007 году. Покупателем этой установки и земельного участка под ней выступила тольяттинская фирма «Томет». В общей сложности она заплатила за все около 133 млн рублей, тогда как реальная цена только одной установки составляла как минимум 13 млрд рублей (аналогичный агрегат на предприятии «Щекиноазот» обошелся в 440 млн долларов).
То, что сделка была притворной, не вызывает никаких сомнений, так как спустя некоторое время после ее завершения агрегат по выпуску метанола был сдан в аренду «Тольяттиазоту». Любопытно, что «Томет» принадлежит двум офшорам — гонконгскому Triumph Development и кипрскому A. S. Industries. Эти фирмы, по некоторым данным, контролируются собственниками «Тольяттиазота». Более того, они же через доверенных лиц, судя по всему, осуществляют и оперативное управление «Тометом». Например, известно, что интересы Triumph Development на собраниях представляет Надежда Ляпунова, параллельно являющаяся руководителем московского представительства Ameropa. Учитывая, что сделка совершалась между взаимосвязанными лицами, требовалось ее одобрение собранием акционеров, причем мажоритарные акционеры «Тольяттиазота» голосовать не имели права.
Тем не менее установка по выпуску метанола все-таки была продана, причем без согласия акционеров и в сто раз дешевле ее реальной цены. Помимо этого Евгений Королев за бесценок продал «Томету» агрегат по производству аммиака, хранилища этого сырья, все газгольдеры, эстакады, трубопроводы, газораспределительную станцию, подъездные пути и проч. Как заявляют в «Уралхиме», в результате этих действий государство не получило налогов с возможных доходов от продажи имущества, а самому предприятию был нанесен ущерб на сумму около 1 млрд долларов. Всего же, по оценкам экспертов, суммарный ущерб от вывода активов и прибыли «Тольяттиазота» на сегодня можно оценить в 1,5 млрд долларов. Сейчас все эти активы, а также акции самого «Тольяттиазота», принадлежащие фигурантам дела, арестованы, а Евгений Королев объявлен в международный розыск. Как полагает следствие, если удастся доказать в суде аффилированность «Томета» с собственниками «Тольяттиазота», то Королеву будут инкриминировать уже не только злоупотребление полномочиями, но и мошенничество в особо крупном размере. Учитывая имеющиеся в деле материалы, а также показания свидетелей, сделать это будет несложно.
Решение российского суда вызвало настоящую истерику у Андреаса Циви. От имени компании Ameropa он выпустил специальное заявление, в котором попытался выставить себя жертвой корпоративного конфликта «Тольяттиазота» и «Уралхима», а сам факт ареста назвал неприкрытым давлением на него, да еще и с использованием политических связей конкурентов. Но вот опровергнуть обвинения по существу Циви не удосужился. И понятно почему. Все шаги, предпринятые следствием по делу «Тольяттиазота», неоднократно подтверждены решениями судов, признаны обоснованными и соответствующими законодательству. Тем не менее эмоциональная реакция одного из главных обвиняемых по делу «Тольяттиазота» легко объяснима. Сейчас Андреасу Циви во что бы то ни стало необходимо убедить власти сразу нескольких государств, а также финансовые круги Швейцарии и ЕС в своей способности продолжить бизнес и исправно платить по долгам, что в свете последних событий представляется как минимум затруднительным.
Еще в августе прошлого года Ameropa привлекла синдицированный кредит сроком на пять лет на общую сумму 200 млн швейцарских франков. Его выдал консорциум из девяти банков во главе с Credit Suisse и Unicredit. Привлеченные средства предполагалось потратить на рефинансирование других кредитов в объеме 260 млн евро, взятых в 2011 году на покупку румынского производителя удобрений Azomures, под залог этого актива. Румынский завод, выпускающий азотные удобрения и меламин, имеет ключевое значение в стратегии Циви. Меламин используется в мебельной и лакокрасочной промышленности, а также при выпуске различных полимеров и пластмасс.
Сырьем для него является метанол. То есть тот самый продукт, все производство которого было выведено с «Тольяттиазота» в подконтрольную швейцарцам фирму «Томет». Благодаря покупке румынского завода Ameropa вместе с «Тометом» намеревалась выстроить единую технологическую цепочку. Швейцарцы даже пообещали властям Румынии реализовать масштабную программу модернизации Azomures стоимостью под 100 млн евро. Но теперь на этих планах можно смело поставить крест. Активы Ameropa в России, включая «Томет», акции «Тольяттиазота», а также денежные средства, арестованы. Очевидно, что «Томет» не может гарантировать поставки сырья на Azomures, а следовательно, швейцарский трейдер не в состоянии будет отдать банкам долги.
По сообщениям СМИ, банки-кредиторы уже начали проводить консультации, чтобы заново оценить риски проектов Ameropa. Впрочем, говорить об этом они сейчас отказываются. Официальный запрос «Эксперта» в Credit Suisse и Unicredit остался без ответа. В неофициальных же беседах представители западных банков говорят, что в таких случаях от заемщика требуют досрочно погасить кредит либо увеличить обеспечение по нему. Ни то ни другое Ameropa сейчас не под силу. Финансовые показатели ее румынского предприятия последние годы неуклонно снижаются. В 2013 году выручка Azomures упала на 15%, до 407 млн евро, а чистая прибыль почти в два раза, с 54 до 23 млн евро. Данные за прошлый год компания не публиковала, но они наверняка будут разочаровывающими. Профсоюз Azomures уже открыто говорит о приостановке модернизации предприятия и грядущих массовых увольнениях. По мнению профсоюзных боссов, без работы в итоге могут оказаться до двух тысяч человек, так или иначе связанных с этой компанией. Так что требования банков о возврате кредита лишь вопрос времени. У самого Андреаса Циви его, похоже, уже не осталось.
Главой Ameropa активно интересуются не только российские власти, но и правоохранительные органы Норвегии и Ливии. В частности, он среди прочего проходит по делу о коррупции бывших руководителей норвежского производителя удобрений Yara, которых прокуратура Норвегии обвиняет в даче взяток сыну министра нефти Ливии Шукри Ганема, занимавшего этот пост во времена Каддафи.
Как установлено норвежскими властями, компания Nitrochem Андреаса Циви перевела на швейцарский счет Ганема 1,5 млн долларов, чтобы получить его подпись под документом о создании СП между Ливией и Yara. Правда, сам швейцарец в этом деле своей вины тоже не признает. «Я совершенно вне себя! Мы не имели ни малейшего представления о том, что получателем денег был Ганем», — заявил Циви норвежским СМИ. Но генпрокурор Норвегии Марианна Дьюпесленд в такое объяснение не поверила и уже вызвала Циви в суд Осло, где он в начале февраля должен дать развернутые показания на своих соучастников. Не исключено, что именно там Андреас Циви и будет арестован и при определенных обстоятельствах даже может быть выдан России.