Анализ продаж: доля отечественной сборки на российском авторынке превысила 50%

12.11.2025, 15:25 , Вера Цветова — Редактор

Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства «Автостат», посредством своего официального телеграм-канала обнародовал данные, согласно которым за первые десять месяцев текущего года 52,3 % от общего объема реализованных в Российской Федерации легковых автомобилей были произведены на местных производственных площадках. При учете автомобилей, собранных в Республике Беларусь, эта доля увеличивается до 57,3 %, что свидетельствует о значительной роли интеграционных процессов в автомобильной промышленности.

В контексте анализа динамики отечественного автопрома в 2024 году можно констатировать достижение исторического минимума доли локализованных автомобилей, составившей 41,5 %. Данный показатель является самым низким за период наблюдений, превзойдя предыдущий антирекорд, зафиксированный в 2008 году, когда доля локализованных автомобилей составляла 44 %. После этого периода наблюдался устойчивый рост доли отечественных машин, достигший максимума в 2016 году, когда она превысила 80 %. Пик был зафиксирован в 2017 году, когда доля российских автомобилей достигла 85,5 %. С 2022 года началось её последовательное снижение.

В текущем году произошли значительные изменения, обусловленные увеличением утилизационного сбора, что стимулировало рост производственных мощностей китайских автопроизводителей на территории Российской Федерации. Важно отметить, что для реализации данной стратегии не потребовалось создания новых заводов, поскольку после 2022 года остались незадействованные производственные мощности, которые были эффективно интегрированы в производственные процессы.

За последние три года китайские автокомпании значительно укрепили свои позиции на дилерском рынке России, а также активно осваивают производственные мощности, часто в рамках стратегических партнерств с местными компаниями. Это свидетельствует о высокой адаптивности и стратегической гибкости китайских производителей в условиях изменяющегося рынка.

Современный автомобильный парк Российской Федерации представляет собой разнообразный спектр брендов, включающий как традиционные отечественные марки, такие как LADA, UAZ, «Москвич», а также Solaris, Sollers и Xcite, так и зарубежные марки, такие как Haval, Chery, Tenet, Jetour, Kaiyi, BAIC, SWM, Exeed, Voyah, Evolute, Jaecoo и АмберАвто. Кроме того, существует множество других менее известных производителей, которые также вносят свой вклад в формирование автомобильного ландшафта страны, пишет источник.