На текущий момент российская автомобильная промышленность не продемонстрировала способности к массовому производству автоматических коробок передач (АКПП) для легковых автомобилей. Егор Васильев, кандидат технических наук и признанный автомобильный эксперт, в интервью агентству «Прайм» осветил причины этого феномена.
В советский период основным фактором, препятствовавшим массовому внедрению АКПП, являлся низкий уровень спроса на личные автомобили. Высокая стоимость и дефицит транспортных средств не позволяли эффективно окупить инвестиции в сложные технические системы, такие как автоматические трансмиссии. Несмотря на разработку отдельных моделей АКПП, их применение было ограничено специализированной техникой и правительственными автомобилями.
С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике ситуация начала меняться. Однако автопроизводители предпочли сохранить и развивать уже зарекомендовавшие себя технологии, такие как атмосферные двигатели и механические коробки передач, вместо инвестирования в инновации.
Егор Васильев отметил, что создание полного производственного цикла современных гидромеханических автоматических коробок передач требует значительных финансовых ресурсов и обеспечения высоких объёмов производства, что сопряжено с рядом технических и экономических вызовов. Интеграция АКПП в существующие модельные ряды требует проведения дополнительных доработок, комплексных испытаний и повышения себестоимости конечной продукции.
Разработка более сложных трансмиссионных систем, таких как вариаторы и роботизированные коробки передач, представляет собой ещё более затратный и технологически сложный процесс, требующий высокой инженерной компетенции и значительных инвестиций.
Хотя интерес к автомобилям, оснащённым автоматическими коробками передач, растёт, в текущих экономических реалиях России более рациональным представляется использование проверенных технологий от зарубежных партнёров, в частности, китайских производителей. Организация собственного производства автоматических коробок передач с нуля в настоящее время нецелесообразна. В среднесрочной перспективе вероятность массового выпуска отечественных автоматических коробок передач остаётся крайне низкой.