Европейские автозаводы массово закрываются: кризис серьезно угрожает отрасли

04.12.2025, 12:06 , Анастасия Федосеева — Главный редактор

Европейская автомобильная индустрия переживает непростой период. Заводы закрываются, сотрудников массово увольняют, а перспективы развития остаются неопределенными. Эксперты предсказывают значительные перемены, которые могут радикально изменить структуру отрасли.

Финский завод Valmet Automotive, с более чем полувековой историей, полностью остановил производство. В начале декабря работникам сообщили о предстоящем сокращении штата. На этом предприятии выпускались автомобили различных марок, включая SAAB, Opel и Mercedes-Benz. Сейчас производственные линии не работают, а будущее завода остается неясным.

Проблемы Valmet отражают более широкий кризис в европейской автомобильной промышленности. Bloomberg в прошлом году предупредил о возможном массовом закрытии заводов в Европейском Союзе из-за хронической недогрузки производственных мощностей и избыточного производства автомобилей. Среди кандидатов на закрытие — такие крупные компании, как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и Stellantis.

В ноябре 2024 года Volkswagen объявил о закрытии трех заводов в Германии. В 2025 году Audi приостановила производство на заводе в Брюсселе, специализировавшемся на выпуске популярных электрических кроссоверов Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback. Stellantis остановил производство на своем старейшем заводе в Лутоне, Великобритания. Французские профсоюзы прогнозируют снижение объема производства автомобилей на заводах Stellantis во Франции на 11% в ближайшие три года, до 587 800 единиц в год к 2028 году.

Ситуация осложняется переходом Европы на электромобили и усилением конкуренции со стороны китайских производителей. Торговые ограничения со стороны США также оказывают негативное влияние на отрасль. Почти треть европейских автозаводов под угрозой закрытия, а многие компании сокращают объемы производства или переносят его в страны с более низкими издержками.

Генеральный директор Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA) Ола Каллениус отметил, что у европейского автопрома осталось несколько лет для адаптации к изменениям. 70% поставщиков испытывают давление со стороны китайских компаний. Если ситуация не изменится, производство автомобилей в Европе может оказаться под угрозой.

Эксперты предсказывают пессимистичное будущее. К 2030 году в Германии может быть потеряно до 100 тысяч рабочих мест. Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi — 7,5 тысячи, Bosch — 18,5 тысячи. Компании Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford объявили о масштабных сокращениях и закрытии заводов. Вопрос о выживании европейского автопрома остается открытым.