Продажи новых легковых автомобилей на российском рынке в 2025 году продемонстрировали существенное снижение, сократившись на 16% по сравнению с предшествующим годом. В начале года рынок столкнулся с рядом системных вызовов, обусловленных высокой ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации и значительным накоплением товарных запасов на складах дилеров. Однако к осени наблюдалось кратковременное оживление рынка, о чем сообщил авторитетный эксперт Сергей Целиков в своем Telegram-канале.
В первом полугодии 2025 года объемы продаж варьировались в диапазоне от 80 до 90 тысяч единиц в месяц, что свидетельствует о снижении на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Ключевыми факторами, негативно повлиявшими на спрос, стали высокая ключевая ставка, превышающая 21%, и избыточное количество автомобилей на складах, превышающее 500 тысяч единиц. Несмотря на попытки стимулирования спроса посредством предоставления скидок до миллиона рублей, они не смогли привлечь массового потребителя, поскольку потребители ожидали дальнейшего снижения цен, как указывает эксперт.
К летнему периоду рынок начал демонстрировать признаки восстановления. Снижение ключевой ставки, уменьшение складских запасов и ослабление интереса к возвращению западных автопроизводителей способствовали улучшению ситуации. В июле объем продаж достиг 120 тысяч единиц, что противоречило пессимистическим прогнозам аналитиков.
Октябрь оказался наиболее успешным месяцем года, когда на фоне обсуждений изменений в правилах расчета утилизационного сбора было реализовано 165,7 тысячи новых легковых автомобилей. При этом около 15% из них были ввезены по альтернативным схемам, что свидетельствует о развитии параллельного импорта. В ноябре объемы продаж снизились до 120–130 тысяч единиц, но сохраняли стабильность.
По прогнозам Сергея Целикова, объем продаж новых автомобилей в 2025 году составит 1,31–1,32 миллиона единиц, что значительно ниже показателя предыдущего года (1,57 миллиона единиц). Средняя стоимость автомобилей увеличилась на 4–5%, что является минимальным приростом за последние пять лет. Рынок подержанных автомобилей также достиг рекордных показателей: объем импорта приблизился к 500 тысячам единиц, что сопоставимо с уровнем середины 1990-х годов.
Аналитик предполагает, что начало 2026 года станет сложным периодом для рынка. Ожидается, что повышение утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость приведет к росту цен, что, в свою очередь, снизит покупательную способность населения и, как следствие, спрос на новые автомобили. Тем не менее, Сергей Целиков выражает надежду на позитивные изменения в будущем, подчеркивая необходимость адаптации рынка к новым экономическим реалиям.
Отдельно стоит отметить, что тенденция к значительному росту цен на российском авторынке, начавшаяся в первой половине ноября, продолжилась и в декабре. За первые две недели месяца восемь автомобильных брендов повысили цены на свои модели, в то время как только один производитель снизил стоимость своих автомобилей.